Декоративная штукатурка сграффито история

Сграффито — уникальная техника отделки стен острым инструментом

Сграффито (от итальянского graffiato — «процарапанный») — это техника процарапывания острым инструментом стены, покрытой одним или несколькими разноцветными слоями штукатурки, или поверхности керамической посуды. Сграффито издавна используется для оригинального декоративного оформления зданий и керамики путем нанесения на основу оригинального рисунка или орнамента.

Сграффито является отличной альтернативой традиционных фресковых росписей в регионах с влажным климатом. Процарапанное на цветной штукатурке изображение хорошо сохраняется в течение многих лет и не разрушается под воздействием влаги.

Особенности сграффито

Сграффито — это особая художественная техника, которая кардинально отличается и от росписи, и от мозаики. Готовое изображение также нельзя назвать рельефным, так как основа процарапывается на небольшую глубину.

Стандартная технология сграффито включает несколько последовательных этапов:

  • Подготовку (выравнивание и грунтование) основы.
  • Нанесение на нее одного или нескольких слоев разноцветной штукатурки.
  • Процарапывание на стене изображения по заранее выбранному шаблону.

Мастеру приходится работать быстро, пока верхний слой штукатурки остается влажным и поддается обработке. В этом заключается основная сложность использования технологии. Зато после окончательного высыхания раствора рельефное изображение становится прочным и долговечным.

Технику сграффито можно использовать не только для наружной, но и для внутренней отделки зданий. С ее помощью создают небольшие стенные панно и масштабные панорамные изображения. Сграффито также применяют для выделения отдельных архитектурных элементов (ниш, карнизов, рустов, фризов) и оригинального декоративного оформления потолков помещений.

История сграффито

История сграффито берет свое начало с времен расцвета древнеегипетской цивилизации. Возраст самых старых образцов керамики с процарапанными изображениями составляет более 4 000 лет. Древнюю технику декоративной отделки керамической посуды у египтян позже заимствовали греки, а затем и римские мастера.

Классическая технология процарапывания стен зданий по сырой штукатурке впервые появилась в эпоху Раннего Возрождения. В течение XV-XVI веков сграффито пользовалось большой популярностью в Риме, Флоренции, Пизе, других регионах и городах Италии.

Наиболее известными мастерами той эпохи были Полидоро Кальдара (Polidoro Caldara) и Матурино да Фиренце (Maturino da Firenze). К сожалению, практически все сграффито, украшавшие фасады домов и дворцов Рима, были безвозвратно утрачены. До наших дней сохранились лишь их изображения на старинных гравюрах.

Из Италии оригинальная техника декорирования стен постепенно распространилась в другие европейские страны. Наибольшую популярность сграффито приобрела на территории современных Германии, Австрии и Чехии. Многочисленные образцы работ умелых мастеров и сегодня украшают фасады зданий старинных городов Баварии, Тюрингии и Моравии.

На стыке XIX-XX веков интерес к сграффито значительно возрос с наступлением эпохи Модерна в искусстве. Многие художники начали экспериментировать в старинной технике. Среди лучших образцов творчества мастеров того времени можно выделить оригинальный фасад Дома Коши в Брюсселе и оформление интерьера Церкви Святой Девы Марии в Уэльсе англичанином Хейвудом Самнером (Heywood Sumner).

Огромной популярностью пользовалось сграффито и в Советском Союзе. С начала 1930-х годов и вплоть до развала государства эта техника широко использовалась в оформлении фасадов общественных и жилых зданий. Советские художники сотнями создавали пропагандистские изображения, прославляющие величие страны и достижения народа. Многие образцы этого монументального искусства до сих пор можно встретить во всех уголках бывшего Союза.

В наши дни сграффито даже с большой натяжкой нельзя назвать популярной техникой отделки стен зданий. Современные строители используют новые технологии и материалы, а в архитектуре господствуют совершенно другие идеалы оформления экстерьера и интерьера.

На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет прекрасную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата, включая керамику в технику сграффито. Здесь же можно напрямую купить картины и панно у современных художников различных стран.

Источник

Сграффито: монументальная графика в новом прочтении

Сграффито на фасаде палаццо della Carovana в Пизе, Итали

Сграффито по цветным слоям штукатурки

Барочные орнаменты в технике сграффито. Прага

Дом «У минуты» в Праге

Сграффито на фасаде дворца бракосочетаний

Дворец пионеров в Москве

Отделка по «мотивам» сграффито в исполнении мастерской «Диптих»

Когда-то в технике сграффито украшали не только итальянские палаццо и европейские замки, но и фасады советских общественных зданий и жилых домов. Многие российские города носят печать этого монументального декора, часто наивного и эстетически неоднозначного. В современной архитектуре этот проверенный временем способ оформления стен почти не применяется.

Техника сграффито имеет долгую и славную историю: появившись в ренессансной Италии, она быстро распространилась по всей Европе и на протяжении столетий использовалась в архитектуре. Само название «сграффито» происходит от итальянского sgraffito (процарапанный), что практически объясняет особенности создания этого фасадного декора – способом процарапывания рисунка по нескольким слоям штукатурки.

Традиционная европейская практика была такова: на стены наносили слой серого цемента, а поверх него – белую штукатурку. Получался двухцветный рисунок, орнаментальный или сюжетный с изображением бытовых и мифологических сцен.

Сграффито XVI века, Италия

Палаццо della Carvona в Пизе

Благодаря итальянским архитекторам, которых часто приглашали поработать за границей, сграффито прижилось во всей остальной Европе. Сравнительная простоте технических приемов и прочность сделали этот декор повсеместно распространенным: в городах Австрии, Чехии, Германии сохранилось множество старинных зданий с этой монументальной графикой на стенах.

Шварценбергский дворец в Градчанах, Чехия. Сграффито имитирует крупноблочную кладку

Кремс, Австрия. Сграффито на фасаде дома, XVI век

Советское монументальное искусство тоже находило для сграффито широчайшее применение. Возможно, изображения социалистического прошлого не столь изящны, как в ренессансной Италии или барочной Чехии, да и темы далеко не куртуазные. Но в выразительности им не откажешь: кто хоть раз видел на фасаде образы строителей коммунизма, покорителей космоса и пионеров, вряд ли их забудет.

Строительный техникум в Орле

Сегодня сграффито в классическом исполнении применять почти невозможно, потому что основой для этой техники служит штукатурка. А ее используют на фасадах крайне мало, ведь современная архитектура – это чаще всего сплошное фасадное остекление. Да и архитекторы не ищут каких-то эксклюзивных декоративных решений, используя привычные: это покраска, лепнина, в лучшем случае фигурная кирпичная кладка.

Облик городов совершенно изменился, и в общественных зданиях сграффито совсем не встречается, перемещаясь в частное строительство и интерьеры. Кроме того, сграффито – это традиция европейская, и нам в этом смысле не к чему апеллировать. Советское сграффито в качестве традиционной поддержки мы не рассматриваем.

Все же слухи об окончательном исчезновении сграффито можно считать несколько преувеличенными: современные материалы и новые подходы дают возможность возродить забытое старое искусство.

Кристина Косьянковская

художник, руководитель мастерской «Диптих»

– Сграффито можно великолепно применять и сегодня, ведь эта техника позволяет реализовать любое пластическое решение, интересную геометрию, орнамент любой сложности. Но здесь есть одна проблема – бюджет.

Заказчик при выборе штукатурки «начинает за здравие, а кончает за упокой», опускаясь от дорогих марок до турецких, а с них – до местного продукта сомнительного качества.

К сожалению, люди не всегда помнят, что театр начинается с вешалки, а дом – с фасада. Вкладывая в интерьер, они не задумываются, каким лицом их дом повернут к миру. Хотя сейчас появляются проекты, в которых фасад – это красивое лицо.

Дом в стиле модерн, проект архитектора Анны Пятуниной

Сегодня, конечно, никто не будет делать резьбу по сырому колерованному цементу. Это очень трудоемко: нужно учитывать скорость высыхания основы, чтобы успеть точно вовремя превратить ее в рисунок. Сейчас никто не владеет этими навыками. У студента монументально-декоративного факультета еще может получиться практическая работа в 1 кв. метр. А когда стоят леса, и огромная площадь стены …это уже нереально, этот высший пилотаж утрачен.

Однако современные материалы позволяют создавать сграффито в новом прочтении. Только в этом случае не процарапывать изображение, идя вглубь слой за слоем и получая контр-рельеф. А, напротив, добавлять новые слои, дающие ощущение глубины.

Образец рельефного декора для проекта Анны Пятуниной — сграффито в новом прочтении

Мы не называем это техникой сграффито в классическом понимании и даже ее имитацией. Но именно сграффито послужило основой этой декоративной техники, и в своей работе я внутренне опираюсь на его визуальный эффект.

Апеллируя к исторической технике, я вспоминаю увиденные в Европе фасады – замки и городские дома Чехии, палаццо Италии. Те первоисточники, от которых этот монументальный декор берет свое начало. А для убедительности использую покрытия с выразительной поверхностью. Однако не стоит путать нашу технику с декором, который можно просто набить через трафарет. Мы идем дальше, создавая рельефное изображение.

Когда хорошо знаешь классические рецепты и правильный подход, легче адаптироваться к современным материалам, сохранив характер и образ. Так художник, который великолепно владеет техникой академической масляной живописи, легко напишет картину и акрилом.

Источник

Читайте также:  Клей под стеклообои расход
Оцените статью