МоделистЪ — Путь к Мастерству Сборка моделей, окраска, везеринг. Технологии и секреты. Обзоры коробок, новости модельного мира.
Грунтовка для моделей: Общие аспекты применения
Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.
С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник мире масштабного моделирования!
Рабочий процесс создания модели достаточно субъективен, и имеет отличительные черты у разных людей. Тут накладываются отличия жизненного и профессионального опыта, понимание работы разных инструментов, и даже некоторые мировоззренческие аспекты. К тому же достаточно активное влияние оказывает возраст.
Мы что-то привыкаем делать, и эту привычку бывает невозможно искоренить. Ну или достаточно сложно. Даже если мы знаем, что существуют более прогрессивные методы работы. Ведь производители масштабных моделей, аксессуаров, инструментов и модельной химии не стоят на месте.
ПРИВЫЧКА есть ПРИВЫЧКА
Например, кто-то грунтует свои модели. Кто-то не делает этого совсем. Кто-то делает это исключительно исходя из конкретных целей. При этом сторонники каждого метода пытаются доказать друг другу абсолютную правильность именно их подхода.
Мы же не будем придаваться дурману фанатизма ни в одном из рассматриваемых нами вопросов. А прежде всего постараемся разобраться в причинах необходимости грунтования модели. То для чего это делают, и каких эффектов достигают.
Понимание причин всегда дает возможность грамотно применять тот или иной метод в жизни.
Грунтовать модели на сегодня есть несколько основных причин…
ЗАЧЕМ ГРУНТОВАТЬ МОДЕЛЬ
ПРИЧИНА 1
Первая причина для грунтования сборной пластиковой модели — это выявление недостатков подготовки модели к последующему окрашиванию.
Ведь после того, как вы все зашкурили, зашпаклевали, на сто раз обработали и уже думаете, что модель готова к окраске — лучше перестраховаться, и провести процедуры выявления этих самых недостатков поверхности. Дело в том, что некоторые моделисты (особенно это касается начинающих) думают, что краска скроет плохо обработанную поверхность.
Если где-то есть сколы, трещины, шероховатости и неровности после обработки абразивами — начинают усиленно заливать все это дело краской.
ВНИМАНИЕ
Так делать нельзя , просто потому, что вы испортите модель. Краска не скроет недостатки, она наоборот их еще сильнее проявит.
Для того, чтобы после окраски модель не была испорчена — поверхность нужно очень хорошо подготовить . Потом выявить оставшиеся недостатки. И обработать поверхность снова.
Грунтовка Surface Primer от Tamiya |
Самый старый и проверенный способ сделать это — нанести грунтовку. Как только она ляжет на поверхность — все самые невидимые, а потому самые пакостные, дефекты проявят себя. И тут не нужно ждать, пока грунтовка высохнет. Просто стираете грунтовку, проводите повторную обработку поверхности. А затем наносите грунтовки еще раз.
Этот процесс можно повторять снова и снова. Пока не будет достигнут желаемый результат.
Данный метод несколько дороговат, и вы можете придумать некоторые иные варианты выявления недостатков. Ведь нет смысла тратить хорошую модельную грунтовку на модель, которую вам хочется просто собрать. А будут видны дефекты поверхности или нет — не так уж важно. Но если вам нужна очень хорошая обработка поверхности — грунтовать придется !
ПРИЧИНА 2
Вторая причина грунтования модели — это выбор типа краски для модели, по степени адгезии к поверхности.
Весь фокус в том, каким способом краска высыхает на поверхности….
Грубо говоря, как она « прилипает к поверхности «…
К примеру, все эмалевые краски частично растворяют нижележащий слой (пластика, краски), въедаются в него. Потому они весьма устойчивы к механическим повреждениям, их сложно содрать с поверхности без её повреждения.
Напротив, водорастворимые акрилы (особенно полимеризующиеся) имеют весьма слабую адгезию к поверхности. Особенно, полимеризующиеся. Те, которые не высыхают, а отвердевают по всей поверхности кристаллическим слоем. Именно поэтому они прекрасны для работы кистью, но плохо крепятся к пластику.
Ammo Mig Jimenez 2003 DARK YELLOW PRIMER (темно-желтая грунтовка) |
Например, мой любимый акрил-латексный (водный) Акан. Или знаменитый японский водорастворимый акрил Тамия. Если присмотреться — то все штатные моделисты на производстве Тамия, которые сняты в видеоматериалах Tamiya Custom, обязательно грунтуют модели перед использованием такого типа краски.
Поэтому поверхность пластика перед окраской желательно (если не обязательно) грунтовать. Грунтовка вследствие свойств, получаемых на её поверхности, значительно увеличивает адгезию краски, повышая её сцепляемость. Именно за этим, к примеру, грунтуют при покраске машины.
ПРИЧИНА 3
Грунтовка обязательна при работе с комплексными моделями (сочетание разных типов пластика, фототравление, смола). Все эти материалы имеют разные адгезивные качества поверхности. Потому краска встанет на них по-разному. Чтобы избежать неприятностей — нужно грунтовать.
ПРИЧИНА 4
Грунтовка позволит вам в некоторых случаях уменьшить общую толщину слоев краски на модели. Дело в том, что грунтовка — вещь совершенно не прозрачная , и будучи нанесена на поверхность полностью скроет её цвет. Сама же она имеет нейтральные цвета. Обычно это вариации серого. Иногда белые.
Это очень хорошо — если пластик черного, или зеленого цвета. Еще лучше — когда на модели применен пластик разной цветовой гаммы. Или, как указано выше, ваша модель комплексная — есть фототравление, смола.
Вы просто наносите один хороший слой грунтовки — и поверхность приобретает однородную фактуру и цветовую гамму. После этого вам не потребуется наносить несколько слоев базового слоя краски, чтобы полностью убрать влияние фона.
Грунт Mr. Surfacer от Gunze Sungeo |
Самый распространенный вариант модельной грунтовки — серый. Он совершенно нейтрален. И позволит спокойно нанести на грунт любые оттенки. Именно поэтому сейчас фирмы-производители масштабных моделей в основном используют пластик тоже серого цвета.
Ну а если уж та необходимо (зимний грязно — белый камуфляж) нанесение светлый, белых тонов на модели — вы можете использовать грунтовку чисто белого цвета.
ПРИЧИНА 5
Грунтовка дает возможность затенить базовый цвет краски. Эта возможность основывается на принципах, описанных в предыдущем пункте. Вы специально подбираете цвет грунтовки так, чтобы он мог придать глубину и объем вашей модели. Ваша задача же наносить последующие слои не полностью прозрачными.
Это возможно при работе аэрографом, путем разбавления краски растворителем. Или специальными жидкостями, увеличивающими прозрачность краски. Такие, например, есть в ассортименте материалов к акрил-латексному АКАНу.
ПРИЧИНА 6
У грунтовки есть еще одно уникальное свойство. Правда оно присуще только некоторым, единичным типам грунтовочного материала. Они могут частично убирать дефекты поверхности. Затягивать сколы и шероховатости, придавая поверхности ровный рабочий вид.
ВЫВОДЫ
Грунтовать или не грунтовать — каждый решает сам. Все зависит от тех целей, которые преследуете. Или просто от ваших рабочих, объективных или субъективных , предпочтений. Но факт остается фактом — даже при достаточно высоком уровне развития качества модельной химии в грунтовке смысл есть .
Себя же я отношу к моделистам, которые используют грунтовку. Но не во всех, а только в некоторых случаях. Самолеты 72го масштаба часто не требуют грунтования, хотя все зависит от типа краски. К примеру, если я работаю акрил-уретановой эмалью АКАН или красками серии 6 — в грунте нет необходимости.
Но если делается модель 48го или 32го масштаба, да еще и акрил-латексным АКАНом — то без грунта точно не обойтись.
СОВЕТ
Для того, чтобы определиться нужна вам грунтовка в рабочем процессе или нет — попробуйте применить её во всех выше описанных случаях. Не только на разных этапах постройки модели для достижения разных эффектов, но и на разных масштабах. Как показывает мой опыт — крупные модели (1/48) любят грунтование.
Источник
Kramscalemodels
Краматорский клуб масштабного моделизма
КАК РАБОТАТЬ СО СМОЛОЙ
Очистка смолы
Не секрет, что работа со смолой, немного сложней, чем обработка пластиковых деталей из обычного набора. Однако, проявите осторожность и немного терпения, и Вы будете вознаграждены уникальной и интересной моделью.
Для начала обязательно очистите детали из смолы от частиц силикона.
Осторожно и тщательно отмойте все поверхности достаточным количеством тёплой (но не горячей) мыльной воды (потрите старой зубной щёткой), промойте деталь под струёй воды и оставьте её сохнуть.
“Уайт Спирит” тоже можно использовать для удаления частиц силикона. И наконец, слегка зачистите детали мелкой водостойкой шкуркой. Это поможет предотвратить образования эффекта “рыбий глаз” (при дальнейшей покраске), вызванного остатками силикона. Зачистка шкуркой также обеспечивает лучшую адгезию краски к поверхности.
Другой очень полезный прием для очистки и матирования смолы (или пластиковых деталей) – это слегка почистить детали с помощью порошка для ванн “Ajax”. Это должен быть именно порошок, а не паста.
примечание переводчика: Вместо порошка для ванн я бы рекомендовал пользоваться зубным порошком или пастой. Причём паста иногда более абразивна, чем порошок.
Просто намочите деталь, посыпьте порошком и почистите старой зубной щеткой. Ополосните под струей. Результатом будет чистая матовая поверхность, готовая к грунтовке (фото 1-4)Придание (изменение) формы
Смола является очень теплочувствительным материалом. Используйте только очень горячую воду или фен, когда Вам нужно восстановить форму искаженной детали. Лёгкое искажение деталей после длительного хранения или повреждения – дело обычное и может быть легко исправлено, погружением детали в горячую воду на несколько секунд, приданием правильной формы руками и погружением в холодную воду для фиксации. Чем горячее вода и чем тоньше деталь, тем быстрее она размягчится. Имейте это в виду, когда будете работать с тонкими деталями, такими, как крылья или панели кабины.Склейка
Смолу можно шкурить, резать, сверлить, шпатлевать, но для этих операций обязательно надевайте респиратор для предотвращения вдыхания смоляной пыли. Используйте “Суперклей” или двухкомпонентный 5-ти-минутный эпоксидный клей, для того, чтобы приклеить смолу к смоле, металлу или пластику (фото 5)
Обычные жидкие пластиковые клеи не годятся для смолы и металла. Склеиваемые поверхности желательно слегка зачистить шкуркой для лучшей адгезии. Когда работаете с деталями из фототравления, лучше использовать 5-ти минутный эпоксидный клей. Он в отличие от “Суперклея” не оставляет “дымки”.
Окраска смолы
Смола – это универсальный модельный материал, который принимает лакокрасочное покрытие любого типа, но с начала необходимо подобрать правильный грунт. Для наилучшего результата на смоляных и пластиковых деталях используйте Авто-акрил в качестве грунта.
примечание: Наряду с Авто-акрилом можно использовать нитро грунт (аэрозольные краски Тамии и других производителей). Он хорошо усаживается и восприимчив к любым краскам. Основные рекомендации по покраске смолы – такие же, как и для пластика (фото 6-7)
ЭМАЛЬ
Если в качестве грунта Вы используете эмаль, помните: эмалевый грунт принимает только эмаль. Любые другие краски (например, Целулозная краска или Автомобильный акрил) агрессивны к эмалевому грунту. Аналогично если Вы наносите финишный слой Авто-акрила/Целулозной краски поверх эмали, это также может повредить эмаль. Гораздо безопаснее наносить эмаль поверх Авто-акрила/Целулозной краски.
Когда кладёте второй слой эмали с помощью аэрографа, это можно сделать либо после полного высыхания первого слоя, что может занять неделю, либо это должно быть сделано в течение 10 минут после нанесения первого слоя. Дело в том, что растворитель в краске второго слоя часто разъедает покрытие, которое начинает формироваться в первом слое.
ЦЕЛУЛОЗНАЯ КРАСКА
Целулозный грунт сам по себе обладает плохой адгезией к пластику и смоле. Он формирует тонкую плёнку краски на обрабатываемой поверхности, почти не прилипая к ней. Это всё равно, что яичная скорлупа поверх модели. Вы можете наносить любую краску поверх целулозного грунта, но есть вероятность того, что краска потрескается и облезет хлопьями, обнажая голый пластик или смолу, особенно когда Вы будете снимать маскировочную ленту. Если вы используете Целулозную краску в качестве верхнего слоя, то наносите её только на Авто-акриловый грунт. Авто-акриловую и эмалевую краски можно безопасно наносить поверх Целулозной краски.
примечание: Этот тип красок (известный также как нитроцеллюлозный лак) давно и широко используется в авто индустрии. Однако все меньше профессионалов теперь используют эти краски, так как большинство фирм-производителей автомобилей применяют другие типы красок, более подходящие для массового производства (фото 8)
АВТО-АКРИЛ
Не путайте с водорастворимым акрилом Тамии. Основной поставщик хороших авто-акрилов в Британии – это Hycote. Серый грунт рекомендуется для тёмных основных цветов: тёмно зелёный, синий, чёрный. Для светлых цветов больше подходит белый грунт. К тому же белый грунт делает основной цвет более ярким, в то время, как серый грунт делает основной цвет тёмным и тусклым. Целулоза и эмаль хорошо ложатся поверх авто-акрила. Помните, что металики требуют лакового покрытия для получения глубокого глянца.
примечание Эта краска обычно производится в аэрозольной упаковке, но её можно также наносить при помощи аэрографа. Акриловые лаки дают прекрасное глянцевое покрытие, хорошо держатся и быстро высыхают, хотя для полного высыхания требуется около 16 часов (фото 9).
Источник
Грунтовка для смоляных моделей
Грунтовка это первый слой краски на поверхности модели, который в дальнейшем покрывается базовым слоем краски. Возникает очевидный вопрос: зачем же использовать грунтовку?
Причин использования грунтовки перед покраской масштабной модели может быть несколько и они довольно существенные:
Выявление дефектов поверхности модели допущенных при её сборке:
Базовый слой краски не в состоянии скрыть дефекты и по сути только выделит их. К сожалению, довольно не легко увидеть все дефекты поверхности перед покраской. Это в частности вызвано тем, что поверхность модели, отшлифованная шпаклевка, фототравленые детали имеют различные цвета и степень блеска. Грунтовка же делает модель одного цвета с одинаковой интенсивностью блеска, что позволяет гораздо лучше увидеть дефекты её поверхности.
Улучшение адгезии базового слоя краски:
Считается, что грунтовка лучше держится на поверхности модели, чем просто базовый слой краски, в то время как базовый слой краски лучше держится на грунтовке, чем на поверхности модели.
Сокращение общей толщины базового слоя краски:
Если у вашей масштабной модели есть детали которые изготовлены из различных материалов таких как стирол, смола, латунь и т.д. или она содержит пластик разных цветов то Вам может понадобиться нанести несколько базовых слоев краски для выравнивания цвета на различных поверхностях. В то время как тонкий слой грунтовки сделает цвет модели однородным и ее затем можно будет легко покрыть тонким базовым слоем краски.Предварительное затенение масштабной модели:
Хотя грунтовка полностью покрывает поверхность модели перед нанесением краски, сам базовый слой краски не обязательно должен полностью закрывать всю ее поверхность. Одной из задач при покраске моделей является нанесение как можно более тонкого слоя краски, так как лучших результатов можно достигнуть за счет применения нескольких очень тонких, почти прозрачных слоев базового цвета.
Вы можете загрунтовать модель темной грунтовкой, а затем в теневых зонах модели лишь слегка напылять базовый слой краски.
Если Вы все же решили использовать грунтовку перед покраской, можно остановиться на трех основных её видах:
Специальная модельная грунтовка
Автомобильная грунтовка
Обыкновенная краска для моделей
Многие производители модельных красок выпускают свои собственные грунтовки и это вероятно хороший вариант, потому что они специально разработаны для работы с красками выпускаемых диапазонах.
Некоторые моделисты используют аэрозольные автомобильные грунтовки. Однако следует проявлять осторожность в ее использовании, чтобы не нанести слой, который будет являться слишком толстым поскольку масштабная модель содержит множество мельчайших деталей в то время как автомобильная грунтовка предназначена для покрытия и скрытия неровностей на больших площадях.
Если одна из целей грунтовки является предварительное затенение модели, то лучшим выбором может быть обычная матовая модельная краска. Помните: глянцевая и полуглянцевая краска не будет давать прочный слой на голой поверхности модели. Если поверхность модели хорошо подготовлена к покраске, то нет никаких причин почему обычные модельные краски не могут быть использованы в качестве грунтовки.
Независимо от того используете Вы грунтовку или нет, тщательно подготавливайте поверхность модели к покраске.
Всегда существует небольшой риск залить грунтовкой мелкие детали на поверхности модели.
Металлические и смоляные детали модели необходимо покрывать тонким слоем грунтовки для гарантированной адгезии базового слоя краски.
Если у Вас есть небольшое количество краски оставшееся в банках Вы можете смешать их вместе, чтобы использовать в качестве грунтовки.
При использовании грунтовки из баллончика, держите его сантиметрах в 20-30 от модели. Это позволит наносить тонкий слой и не залить мелкие детали.
Источник