Собственная история напольных покрытий
Полы для лентяев – за чем проще всего ухаживать?
Некоторые материалы более капризны к воздействию жидкости и специаль.
Что такое тест твердости Янка?
Покупатели искренне удивятся, если при выборе паркета из лиственного.
Как Graduate Oxford Hotel сделал паркет главным элементом дизайна
Архитекторы и дизайнеры интерьеров, работающие с отелем Graduate Oxf.
Французская елочка против английской. Выбираем рисунок паркета
Полина Яворская
Взгляните на дорогостоящие материалы, в составе которых синтетические компоненты находятся в союзе с органическими. Трудно представить, что когда-то давно, несколько тысячелетий назад, люди ходили по обычной утрамбованной земле. И ни о ламинированных досках, ни о виниловых плитках не было и речи.
Позже, для большей прочности, люди смешивали с почвой известь и глину, причем это было за несколько веков до н.э. Так, благодаря внутреннему стремлению человека к уюту и комфорту, появились первые подобия рукотворных покрытий.
Развитие напольных покрытий напрямую зависело от освоения орудий труда. И как только человечество научилось обрабатывать материалы, «дизайн» жилья стал намного разнообразнее.
Основа основ
Судя по исследованиям археологов, древние люди около 14 000 лет назад ровняли полы в своих жилищах, а иногда даже делали простейшие дренажные канавки, чтобы вода свободно покидала помещение.
В гробницах фараонов в Древнем Египте натуральные каменные полы были неотъемлемой частью самой постройки. Именно поэтому они сохранились до наших дней, поражая воображение своей монументальностью. К тому же, занимавшиеся в то время гончарным ремеслом мастера, добились определенных успехов. И, благодаря их стараниям, появились керамические напольные покрытия.
Мастера того времени заложили основы укладки полов, которые дожили до наших дней и практически не изменились. Они экспериментировали с формой и цветом, применяли плиты и пластины из камня с разной фактурой и оттенком породы.
Изначально декор пола, стен и потолков составлял единое целое в общем интерьерном ансамбле. Недаром специалисты той эпохи очень ценились, а их работы пользовались огромным успехом у правящей династии.
Но в домах по-прежнему использовались доступные материалы, ведь отшлифованный вручную камень был доступен исключительно государственным деятелям и богатейшим людям того времени. Поэтому каменную кладку можно было увидеть только во дворцах, гробницах и на площадях.
Древние римляне отличались высокими эстетическими запросами, которые проявлялись практически во всем – от искусства до бытовых вопросов.
В древнеримскую эпоху были популярны общественные бани, которые украшались не хуже роскошных дворцов. В III-IV вв. до н.э. популярностью стала пользоваться каменная плитка и мозаика, из которой создавались великолепные рисунки и композиции. Современные мастера с трудом могут повторить это. В сюжетах мозаики преобладали мифологические мотивы и сцены из жизни людей.
На контрасте с таким изобилием материалов и возможностей, которые были сосредоточены в руках богатых сословий, обычные рабочие, крестьяне и рабы могли позволить себе лишь глину, солому и дерево.
Удивительно, но примерно в то же время в восточных государствах появились полы из досок, хотя более сложная технология их обработки будет изобретена ещё очень не скоро.
Полы на рубеже веков
В средневековье картина мало чем отличалась от древности. Здесь люди любили хвастаться своими нарядами и украшениями, в то время как их карманы были пусты. Поэтому не было ничего удивительного в том, что рыцари в безумно дорогих доспехах украшали каменные полы своих замков и крепостей обыкновенной соломой, чтобы хоть как-то сохранить тепло холодными зимами.
Владельцы жилья более высокого сословия, а также короли, бароны и другие властьимущие могли позволить себе настоящие персидские ковры. И не обязательно они были куплены, ведь воины, вернувшиеся после крестовых походов, везли с собой награбленные вещи, среди которых могли оказаться и эти мягкие изделия.
В более позднем средневековье, а если точнее, в готический европейский период, начал зарождаться штучный мозаичный паркет. В то время стало понятно, что с древесиной можно экспериментировать, занимаясь её расщеплением и разделением на фрагменты.
Используя различные породы, древесину подвергали обработке и создавали сложные геометрические рисунки. Паркетные и каменные композиции превращались в настоящие произведения искусства, но на этом развитие натуральных полов не остановилось. Мореплаватели завезли экзотические сорта, которые значительно разнообразили ассортимент паркета, и в руках мастеров появились новые цвета и рисунки древесины.
Знатным европейцам в XIII веке очень понравился новый способ монтажа – паркетный кирпич, где по сложной схеме выкладывались плашки из разных пород дерева.
Новое время для покрытий
В России паркет появился только в XVI веке, когда зарождалось наше государство, свершались великие географические открытия, осваивались новые территории. Традиционная резьба по дереву сильно повлияла на паркетное искусство, в результате чего был создан художественный щитовой паркет.
Невероятной популярностью паркетные полы стали пользоваться в XVIII веке, когда велось строительство Санкт-Петербурга. Влюбленный в европейскую культуру, Петр I дал толчок к развитию паркетного искусства в нашей стране, благодаря чему мы до сих пор наслаждаемся этим замечательным покрытием в культурных памятниках северной столицы.
Новейшее время XX века обусловлено появлением искусственных материалов, которые появлялись в западноевропейских странах. В 1913 году совершенной случайностью было открытие поливинилхлорида, но именно эта смесь и дала старт современным ПВХ материалам.
Со второй половины века изделия из поливинилхлорида поступили в массовое производство и со временем стали доступными широкому кругу покупателей по всему миру.
Сегодня даже не обязательно идти на рынок или магазин, в интернете можно заказать всё что угодно: синтетические и натуральные ковровые покрытия, каменные материалы, деревянные плашки, керамическую плитку, наливные смеси и многое другое. Но каждый из этих материалов появился только благодаря вечному стремлению человечества к красоте и комфорту.
Чтобы узнать о напольных покрытиях больше, посетите наш блог и задавайте любые вопросы в клубе Toppols.
Источник
История пола
Всякая вещь, окружающая человека, изменялась и развивалась вместе с ним. Не является исключением и жилище — от палаток первобытных людей, сложенных из китовых костей, до современных небоскребов дорога была извилистой и длинной. Каждая часть здания прошла свой, особый путь. Возьмем такой простой и очевидный предмет, как обычный пол. Его история не менее интересна и загадочна, чем у древних ископаемых.
Многие специалисты по древней истории сегодня утверждают, что в пещерах наши далекие предки почти не жили (по некоторым данным, жилых объектов насчитывается всего около 5%). А если и останавливались там, то лишь ненадолго, чтобы переждать непогоду.
Впрочем, жилые пещеры все же существовали. Как правило, это были очень большие природные образования, внутри которых можно было поставить несколько палаток или подобий индейского вигвама. Таковы пещеры Фурно-дю-Дьябль и Шанелль-о-Сэн во Франции. Там были предприняты серьезные работы по благоустройству, жилая зона огорожена известняковыми изгородями, а полы тщательно выровнены и очищены от камней. В центре поселения древние люди оборудовали углубление для очага. Доисторические инженеры сумели создать остроумную систему водоотведения за счет сооружения канавок и уклонов. Благодаря ей полы пещерного поселения всегда оставались сухими.
Куда чаще наши предки обустраивали спальные ямы – прообраз землянки. Небольшое углубление в земле с установленным навесом из ветвей и шкур служило вполне приемлемым убежищем для древних людей, редко надолго задерживавшихся на одном месте. Выемку тщательно утаптывали, иногда даже обмазывали глиной. Сверху, по-видимому, укладывались вязанки травы или хвороста, которые накрывались шкурами. Получалось удобное место ночлега для нескольких человек, например, семейной группы.
По мере дальнейшего развития культуры человечество разделилось на кочевников и земледельцев. Для первых наиболее важной оказалась мобильность, вызванная необходимостью следовать за стадами: их дома были и остаются вариантами первобытных палаток. За века эволюции они превратились в функциональные и уютные жилища, таковы, например, юрты и чумы. Трансформацию прошли и полы, они стали мобильными: до сих пор, например, чумы народности нангасан (Таймыр) снабжены дощатыми разборными полами, которые перевозятся на нартах. В собранном состоянии они покрываются сшитыми меховыми покрывалами.
Кочевым культурам мы обязаны возникновением ковроткачества. Такие покрытия, теплые и красивые, хороши тем, что их в любой момент можно скатать и увезти. Впрочем, и ковры – эти полы кочевников – прошли гигантский путь эволюции.
Земледельцы, научившиеся выращивать зерновые культуры, в мобильности не нуждались. Обустройству и украшению жилища они посвящали много времени. Кто первым додумался облицовывать полы плоским камнем, неизвестно. Но уже в Древнем Египте мастерство камнетесов достигло удивительной высоты: они умели делать редкой красоты и точности полированные плиты из очень прочного и трудного в обработке базальта. А жители Междуречья, где в избытке была высококачественная глина, уже несколько тысяч лет назад научились делать обожженный кирпич. Древние шумеры освоили производство глазурованной плитки, которой и мостили полы. Более того, около 5 тысячелетий назад в Вавилоне уже умели делать облицовочную керамику, подобную современной.
Настоящий прорыв в эволюции пола совершили римляне, изобретя цемент. Это нововведение позволило строить прочные, долговечные и при этом простые в возведении дома. Поначалу, правда, о красоте интерьера суровые потомки Энея не задумывались. Еще в IV и III столетиях до н.э. полы в центральной части дома – атриуме – делались просто из толстого слоя цемента, смешанного с битым кирпичом, черепицей, мелким щебнем и ракушками.
Уже в конце второго века до н.э. римский пол превратился в важную деталь интерьера, свидетельствующую о богатстве своего хозяина. Он покрывался тщательно пригнанными цветными камнями и мраморными плитами, составлявшими сложный орнамент. Популярной была и техника, при которой в густой цементный раствор вдавливали мелкие кусочки разноцветного мрамора, создавая грандиозные панно. Такую мозаику находили не только в Риме или в Помпеях, но и в отдаленных колониях Англии или Северной Африки.
Римские полы отличались не только красотой, но и технологичностью. Римлянин Сергий Ората, прославившийся в начале I века до н.э. утонченностью и роскошью, придумал построить баню над гипокаустом, т.е. подвалом, где располагались печи. Оттуда тянулись глиняные трубы, сообщавшиеся с очагом, – пол получался теплым.
Надо сказать, что именно остатки бань донесли до нас всю красоту римских полов. Денег на них в богатой империи не жалели и делали их на совесть.
Мода на мозаичные панно привела римлян к созданию… переносных полов (чему, вероятно, удивились бы кочевники). По воспоминаниям современников сам великий Юлий Цезарь повелел возить за собой в военных походах мозаики, чтобы устилать ими свою палатку.
В странах, богатых лесами, похожую эволюцию пережил паркет. Начавшись с неструганных досок, к эпохе Возрождения он превратился в сложнейшие и дорогие инкрустированные поверхности, включающие не только драгоценные породы дерева, но и перламутр, и самоцветы.
Так было в России, где плотницкое искусство издревле стало основополагающим для жизни. До сих пор сохранились трехвековые избы, где доски пола поражают точностью подгонки и качеством обработки. И это притом, что делалось все топором. Кстати, вовсе не потому, что не было пил – были, причем разные. Просто разделка дерева колкой позволяет ему «разойтись» по наиболее оптимальной траектории. Доски, полученные по такой технологии, меньше коробились при высыхании, их было проще подогнать, и они почти не поддавались гниению. Так рубили и крестьянские избы, и боярские и царские палаты. В каменных хоромах поначалу вообще не жили, это были либо официальные, либо культовые помещения. Лишь после Ивана Грозного строения из камня и кирпича, а значит, плиточные и майоликовые полы, подобные южноевропейским, стали завоевывать русские города.
XIX век ознаменовался не только победой индустриального способа производства, но и успехами химии. Открытие новых материалов дало возможность изменить и традиционные строительные технологии. Напрямую коснулось это и полов.
Первой ласточкой нового времени можно назвать изобретение линолеума. Строго говоря, половое покрытие из смеси смолы, живицы, красителя, воска и льняного масла, нанесенной в горячем состоянии на тканевую основу, было изобретено еще в 1763 году. Однако оно было нестойким и пачкающимся. Лишь через сто лет, когда британский фабрикант Фредерик Уолтон разработал дешевую технологию производства оксидированного льняного масла, или линоксина, появился стойкий и недорогой линолеум. Сегодня это покрытие переживает настоящий ренессанс – в силу натуральности – и востребовано в самых разных областях жизни. Например, компания Forbo, которая производит сегодня около 60% всего линолеума в мире, разработала специфический продукт для офисов. Эта марка покрытия обладает низким электросопротивлением, что снижает уровень статического электричества, опасного для электронной техники. Есть вариант линолеума и для спортсооружений – более упругий и стойкий к повреждениям, чем стандартный.
Самые впечатляющие метаморфозы претерпело мозаичное покрытие. Пол, не уступающий по прочности граниту, а по красоте флорентийской мозаике, стал доступным практически каждому. Это произошло после разработки технологии создания керамогранита – фактически разновидности керамической плитки, а практически – новому материалу с невиданными доселе свойствами.
Главное отличие керамогранита от обычной керамической плитки – однородность состава. В нем нет деления на основу и слой глазури, хотя некоторые виды все же покрываются ею для достижения особого декоративного эффекта. Кроме того, в отличие от прочей керамики для керамического гранита подходят только белые глины. Именно они позволяют приобрести при спекании с другими компонентами уникальное свойство – водопоглощение, близкое к нулю, подобное и даже превышающее прочный натуральный камень.
Керамогранит – продукт высоких технологий. Он производится при очень высоком давлении (не менее 500 кг на см2), что гарантирует отсутствие пор и пустот. Обжигается материал при экстремальной температуре (в самой горячей зоне печи она достигает 1205°С). Это позволяет добиться образования монолита, по техническим характеристикам превосходящего, как уже говорилось, даже природные горные породы (предел прочности керамического гранита – 600 кг на см2 против 350 кг для обычной плитки). А помимо прочности, он еще и очень красив – опять-таки благодаря новым технологиям.
При технологии DryPress рисунок наносится на плитку сухими окрашенными порошками перед прессованием. Такой подход позволяет декорировать структуру любой глубины и сложности. Получается интересный, прочный и красивый материал, который используют и в облицовке, и в местах с высокой нагрузкой, например, в крупных торговых центрах.
Перечень новых материалов все время растет. Все большую популярность завоевывают полы из стекла. Для этого используют большие пластины особого закаленного стекла, собранные по технологии «триплекс», то есть склеенные специальным полимерным составом. Толщина такой конструкции может доходить до десяти сантиметров, а прочность сравнима со сталью. Стеклянные полы востребованы и в общественных местах (например, таким образом делают смотровые площадки на небоскребах и телебашнях), и в частных апартаментах, особенно выполненных в стиле hi-tech.
Вершиной эволюции можно признать «интеллектуальный» пол, управляемый компьютером «умного дома». Он может не только менять температуру, становясь теплее или холоднее, но и цвет, и даже фактуру.
Без надежной основы немыслимо человеческое жилище. И куда бы ни завела нас эволюция, пока люди нуждаются в уютном доме, будут совершенствоваться и его основные составляющие, в том числе и пол.
При подготовке статьи использованы материалы пресс-службы Группы Kerama Marazzi
Источник