- Как открыть собственный мини-завод по производству цемента
- Особенности регистрации мини-завода
- Технология производства цемента
- 1. Получение клинкера
- Добыча сырьевых материалов
- Обработка известняка
- Обжиг сырьевой смеси
- 2. Помол сырьевых компонентов
- Бизнес-план производства цемента
- Материальный баланс
- Технико-экономические показатели
- Капитальные затраты
- Производственные затраты
- Себестоимость продукции
- Расчет чистой прибыли, рентабельность и окупаемость
- Добыча сырья для производства цемента, его транспортирование и хранение.
Как открыть собственный мини-завод по производству цемента
Производство цемента – процесс энергоемкий и дорогостоящий, но результат этого стоит – по завершению технологического процесса получают один из самых востребованных строительных материалов, который используют и самостоятельно, и в качестве составляющего компонента для бетона, железобетона. Поэтому изготовление цемента – выгодный и высокодоходный бизнес. Особенно если завод по производству цемента располагается вблизи места добычи сырьевых материалов.
Особенности регистрации мини-завода
В процессе подготовки документов на регистрацию ООО рассмотрим важные организационно-правовые моменты:
- Получение лицензии на добычу известняка и глины из карьера;
- Получение ТУ (технических условий).
Во время организации предприятия могут понадобиться такие коды ОКВЭД:
- 26.51 – «Производство цемента»;
- 14.12 – «Добыча известняка».
Перед тем как осуществлять продажу цемента, необходимо определить физико-механические свойства строительного материала. Для этого нужно ознакомиться с такими нормативными документами:
- ГОСТ 30515—97 – «Цементы. Общие технические условия»;
- ГОСТ 310.3—76 – документ для определения нормальной густоты, сроков схватывания цемента;
- ГОСТ 10178—85 – Технические условия для портландцемента;
- ГОСТ 25328—82 – Технические условия для цемента, использующегося в приготовлении строительных растворов;
Если продажа цемента будет осуществляться не только на территории России, но и в странах ЕС, тогда начинающему предпринимателю пригодятся следующие документы:
- EN 196-6 – «Методы испытаний цемента (определение тонкости помола)»;
- EN 196-3 – «Определение сроков схватывания»;
- EN 196-1 – «Определение прочности».
Технология производства цемента
Процесс изготовления можно разделить на два этапа:
1. Получение клинкера
Этот этап является самым дорогим, на него приходится около 70 % себестоимости цемента. В его рамках можно выделить следующие стадии:
Добыча сырьевых материалов
Для разработки известнякового месторождения и глины часть горы «сносят вниз». В результате этого открывается пласт желтовато-зеленого известняка. Глубина пласта обычно составляет 10 метров.
Обработка известняка
Добытый материал измельчают на транспортерах до кусков, диаметр которых составляет около 10 сантиметров.
И если завод находится удаленно от карьера, то известняк транспортируют к производственным цехам.
После этого известняк сушат и еще раз измельчают в специальных мельницах, а потом смешивают с другими сырьевыми компонентами.
Обжиг сырьевой смеси
Эта операция выполняется в специальных печах при температуре около 1400 градусов Цельсия. При обжиге частички сырьевой смеси сплавляются между собой и образуют клинкер.
Печь представляет собой цилиндр из металла, который наклонен к плоскости пола под углом 4 º. Это обеспечивает движение клинкера вдоль оборудования.
2. Помол сырьевых компонентов
Строительный материал получают в результате тонкого измельчения клинкера, гипса (4-7 %) и минеральных добавок (11-15%). Размер зерен цемента должен составлять 1-100 мкм. В рамках этого этапа выделяют стадии:
- Измельчение клинкера в результате дробления. Эта операция выполняется в специальных мельницах (Рис. 7).
- Дробление гипса.
- Сушка минеральных составляющих, которые придают изделиям на основе цемента уникальных свойств (морозостойкость, скорость затвердевания, устойчивость в природных водах) (Рис. 8).
- Помол всех компонентов.
- В завершение полученный цемент транспортируется в силосы, где его фасуют в бумажные пакеты (Рис. 9).
Бизнес-план производства цемента
В данном бизнес-плане мы осуществим расчет основных технико-экономических показателей для мини-завода по производству портландцемента из известняка и зол бородинских углей. Планируется, что предприятие будет закупать сырьевые компоненты, а не осуществлять их добычу из карьера. Портландцемент будет производиться «сухим» способом, так как он является наиболее энергосберегающим и прогрессивным. В основе производственного процесса лежит технология – НИИСК (изготовление цемента из техногенных продуктов).
Технология НИИСК предполагает использование техногенных продуктов – промышленных отходов. Это позволит увеличить доходность мини-завода и снизить производственные затраты.
Расход сырья на 1 тонну клинкера:
- Известняк – 103- кг;
- Зола углей – 453 кг.
Коэффициент выхода клинкера из шихты составляет 0,675.
Обжиг клинкера осуществляется при температуре 1450 ºС, при этом доля расплава составляет 19 %.
Материальный баланс
Планируется такой режим работы предприятия: 220 рабочих суток, 3 смены. В этом случае фонд рабочего времени оборудования составит 5280 часов в год.
Суточная производительность завода:
- портландцемента составит 825 тонн, в год – 181 500 тонн;
- клинкера – 800 тонн в сутки, в год – 176 000 тонн;
Расход сырьевых компонентов:
- известняк – 805 тонн в сутки, в год – 177100 тонн;
- гипсовый камень – 41 тонн в сутки, 9020 тонн в год;
- зола – 355 тонн в сутки, 78100 тонн в год.
Расход энергоресурсов:
- электроэнергии – 0,1 млн. кВт.ч, в год – 22 млн. кВт.ч.
- каменного угля – 200 тонн в сутки, в год – 44 000 тонн.
Технико-экономические показатели
Капитальные затраты
Для запуска мини-завода по производству цемента необходимо такое оборудование:
1. Дробильное оборудование.
В комплекс дробильного оборудования входит:
- Щековая дробилка СМД – 109 А часовой производительностью 45 тонн;
- Щековая дробилка СМД – 110 А (дробильный модуль грубого дробления), часовая производительность 90 тонн;
- Молотковая дробилка СМД – 112 А (модуль среднего дробления), часовая производительность 18 тонн.
2. Мельницы для получения «муки».
Помольный модуль представлен на базе следующего оборудования: мельница 1465 А часовой производительностью 7 тонн;
3. Мельницы для измельчения готового продукта.
5. Электрофильтры и пылеосадительные камеры.
6. Расходные баки и шламбассейны.
Емкость шламбассейнов составляет до 120 куб. м.
7. Насосы для подачи сырья.
8. Вращающаяся печь для обжига, производительность по клинкеру 70 тонн в час.
9. Конвейеры для подачи цемента.
10. Силосы для хранения готовой продукции, рабочая емкость одного силоса 415 тонн.
11. Бункеры для отработанных газов.
Стоимость этого комплекса оборудования – 500 млн. рублей;
Строительно-монтажные работы – 250 млн. рублей;
Прочие расходы – 50 млн. рублей.
Итого капитальные затраты – 800 млн. рублей.
Производственные затраты
Затраты на покупку сырья и материалов:
- Зола (цена – 1400 руб./т.) – 109 340 000 рублей;
- Известняк (цена – 600 руб./т.) – 106 260 000 рублей;
- Гипсовый камень (цена – 715 руб./т.) – 6 449 300 рублей;
- Расходы на покупку каменного угля (цена – 3400 руб./т.) – 149 600 000 рублей;
- Расходы на оплату электроэнергии (цена – 3,39 руб./кВт.ч) – 74 580 000 рублей.
Расходы на оплату заработной платы
Общая численность персонала для мини-завода составляет 96 человек, из них – 86 работники, 10 – административно-управленческий персонал.Ежемесячные расходы на оплату труда составят 1 616 000 рублей, из них:
- Производственный персонал – 1 376 000 рублей;
- Административно-управленческий персонал – 240 000 рублей.
Ставка по страховым взносам для текущего года составляет 30 %.
Отсюда следует, что годовой фонд заработной платы составит: 1 616 000 * 12 *1,3 = 25 209 600 рублей.
Амортизационные отчисления
Амортизационные отчисления производим из расчета, что полный срок износа оборудования составляет 10 лет. В этом случае амортизационные отчисления составят 40 млн. рублей.
Накладные расходы – 20 млн. рублей;
Прочие расходы – 10 млн. рублей.
Итого производственные затраты составят: 541 438 900 рублей в год
Себестоимость продукции
Сб = 541 438 900 рублей/181 500 т. = 2983 рублей за тонну.
Продажа портландцемента осуществляется по рыночной цене – 4900 рублей за тонну.
Без НДС – 3920 рублей за 1 т.
Для данного предприятия планируем реализовать цемент по цене 3500 рублей за 1 т. без НДС.
Расчет чистой прибыли, рентабельность и окупаемость
Пр = 181 500 (3920-2983)*0,76 = 129 249 780 рублей.
Рентабельность производства: (129 249 780/ 541 438 900) *100 % = 24 %.
Срок окупаемости составит: 800 000 000/129 249 780 = 6,2 года.
Как видим, рентабельность производства портландцемента достаточно высокая и составляет 24 %. Срок окупаемости можно уменьшить, увеличив объемы производства строительного материала за счет изменения режима работы предприятия.
Полезное и важное по теме:
Источник
Добыча сырья для производства цемента, его транспортирование и хранение.
Сырье, необходимое для изготовления цемента, добывают, как правило, в карьерах, расположенных вблизи заводов. На привозном сырье, удорожающем производство, работают редко. Целесообразно привозить только те материалы, которые употребляются в небольших количествах, например корректирующие добавки.
Весьма важны не только химический состав сырья, но и его физические свойства. К ним относятся: крепость породы, угол ее естественного откоса, влагоемкость, водопроницаемость, разрыхляемость (степень увеличения объема после добычи по сравнению с массивом горной породы), объемный вес, предел прочности при сжатии и ударе. Изучая условия залегания, необходимо определить мощность вскрыши, характер залегания полезного ископаемого, чередование различных пластов сырья и их мощность, угол наклона этих пластов, уровень и приток грунтовых вод и т. д.
В процессе разработки карьера уточняют свойства сырья и условия его залегания. Это осуществляется путем опережающих разведочных работ, на основании результатов которых составляют опережающую карьерную сетку с указанием химического состава сырья, его свойств и условий залегания.
Сырье в карьерах цементных заводов обычно добывают открытым способом одним или несколькими уступами. Предварительно вскрывают полезное ископаемое, т. е. удаляют покрывающие его породы и земляной нанос. Кроме того, готовят подъездные пути, по которым отвозят породу и доставляют к заводу полезное ископаемое. Пустую породу перевозят в опрокидываемых вагонетках и сваливают в выработанные места карьеров. Для нормальной эксплуатации карьера необходимо, чтобы работы по удалению пустой породы (вскрыши) шли с достаточным опережением основных работ по добыче (не менее 8-10 месяцев). Вскрышные работы проводят обычно в теплое время года, так как зимой удалять замерзший грунт трудно. Отношение между мощностью полезного ископаемого и мощностью вскрыши колеблется в известняковых карьерах от 1 : 0,5 до 1: 3. Высота отступа для твердых пород обычно составляет 10-15 м, а для мягких — 8-10 м.
Вскрышные работы, а также добыча сырья в карьерах при мягких породах могут осуществляться экскаваторами или гидромеханическим способом — путем размывания породы струей воды, подаваемой под давлением. При твердых породах куски их отделяют от горного массива взрывом, после чего экваторами загружают в вагонетки или автосамосвалы и доставляют в сырьевое отделение завода.
Добытое в карьере сырье, а также прибывающие по железной дороге топливо и другие материалы перевозят в различных транспортных устройствах. Если карьер находится на расстоянии более 8 км от завода и в нем добывается большое количество сырья, то при надлежащем рельефе местности используют железнодорожный транспорт широкой колеи (1524 мм) и перевозят сырье в саморазгружающихся вагона думпкарах грузоподъемностью 60 т и более. При расстоянии примерно до 8 км целесообразно применять автомобили-самосвалы грузоподъемностью 5-45 т.
Для транспортирования сырья по сильно пересеченной местности служат подвесные канатные или как их иначе называют воздушноканатные дороги. Они состоят из двух стальных несущих канатов, по которым движутся четырехколесные вагонетки емкостью до 1,5 м3 и ведущего тягового каната для передвижения вагонеток. По одному несущему канату движутся груженые, а по другому — порожние вагонетки. На такой дороге имеются погрузочная и разгрузочная станции, а при извилистой трассе устанавливают еще одну или несколько промежуточных угловых станций. Карбонатный компонент при воздушноканатной дороге дробят в карьере и подвозят автотранспортом к погрузочной станции.
Мягкие, рыхлые и мелкокусковые породы можно доставлять на завод при сравнительно небольшом расстоянии и благоприятных климатических условиях ленточными конвейерами мягкие сырьевые материалы (глину, мел) можно подавать на завод гидротранспортом. В этом случае их вначале обрабатывают в установленной на карьере болтушке.
Южгипроцемент разработал конструкцию комбайна для добычи, переработки и гидротранспорта мягких пород. Сырье добывают с помощью вращающегося ротора с ковшами. Ленточный транспортер доставляет материал в мельницу — мешалку. Образующийся шлам откачивается насосом и по магистральному шламопроводу поступает на завод. Вся установка находится на гусеничном ходу и передвигается по мере продвижения забоя.
Наиболее высоки капиталовложения при воздушноканатном и железнодорожном транспорте, самые низкие при автомобильном. Однако эксплуатационные расходы при доставке автотранспортом более высокие. Самые низкие они при использовании воздушноканатных дорог и ленточных конвейеров.
На крупных заводах целесообразно всегда иметь запас сырья или шлама, который обеспечил бы непрерывную работу на случай прекращения добычи сырья в карьере (непогода, авария экскаваторов или транспортных устройств). Для хранения нормативных запасов сырьевых материалов, клинкера, топлива, гипса, корректирующих и других добавок на заводах устраивают склады (шихтовальные дворы). Погрузочно-разгрузочные работы на территории складов должны быть механизированы. С этой целью применяют мостовые краны с грейфером, мостовые перегружатели (козловые краны), тельферы, ленточные транспортеры и другое оборудование.
Склад представляет собой бетонированную площадку, вдоль которой установлены железобетонные колонны для ферм перекрытия, несущие одновременно и подкрановые пути. Между колоннами имеются подпорные стены высотой до 6 м, что позволяет насыпать материал более толстым слоем. Часть склада, где хранится топливо, а в районах с мягким климатом и ряд других материалов, делают открытыми. В отдельных случаях применяют и силосные склады. На крупных заводах для разгрузки железнодорожных вагонов устанавливают вагоноопрокидыватели.
Источник