Производство и реализация
Полезные советы
Спецпредложения
Помощь специалиста
Новое в блоге
Назначение органосиликатных композиций
Лакокрасочные материалы (ЛКМ). Классификация. Что такое – шпатлевка, грунтовка (грунт), эмаль и лак.
Лакокрасочные материалы (ЛКМ) — это многокомпонентные составы (жидкие, пастообразные или порошкообразные), которые при нанесении тонким слоем на твердую подложку высыхают с образованием лакокрасочного покрытия с заданными свойствами. Все лакокрасочные материалы являются дисперсными системами. Дисперсная система — это система, состоящая из двух или более фаз, одна из которых- дисперсная фаза — распределена в другой фазе — дисперсионной среде — в виде мелких твердых частиц, капель или пузырьков. Дисперсность — степень раздробленности вещества на частицы. Чем меньше частицы, тем выше дисперсность.
К дисперсным системам относятся:
- Суспензии — системы, в которых частицы твердой фазы распределены в жидкой среде во взвешенном состоянии. Суспензиями являются готовые краски, эмали, шпатлевки.
- Эмульсии — системы, в которых мельчайшие капельки жидкой фазы распределены в жидкой среде. Примером эмульсии может служить молоко.
- Латекс синтетический — водная дисперсия синтетических полимеров, выступает в роли связующего (пленкообразующего) вещества при производстве ЛКМ на водной основе.
Какие бывают лакокрасочные материалы?
По составу и назначению ЛКМ подразделяют на лаки, грунтовки, шпатлевки, краски (в том числе эмали).
Лак — раствор пленкообразующих веществ в воде или органических растворителях, может содержать растворимые красители, сиккативы, пластификаторы, отвердители, матирующие вещества и образует после высыхания твердую, прозрачную, однородную пленку, прочно сцепленную с поверхностью. Лаки придают поверхности декоративный вид и создают защитные покрытия.
Пример: лак ХП-734, ХВ-784, АС-528
Грунтовка (грунт) — суспензия пигмента или смеси пигментов и наполнителей в связующем веществе. Образует после высыхания однородную непрозрачную пленку с хорошей адгезией к подложке ( адгезия- прилипание, сцепление). Грунтовки образуют нижние слои покрытий, создавая надежное сцепление верхних слоев покрытия с окрашиваемой поверхностью. Кроме того, они защищают металл от коррозии, выделяют структуру древесины, закрывают поры материала, выравнивают и создают однородную поверхность перед окраской.
Пример: грунт ЭП-057, ЭП-0199, ХВ-0278, ХС-010.
Шпатлевка — густая вязкая масса, состоящая из пигментов, наполнителей или их смеси в связующем веществе с введением добавок или без них, для выравнивания шероховатых, пористых и волнистых поверхностей перед их окраской. Содержание наполнителей и пигментов в шпатлевке в несколько раз превышает количество пленкообразующего.
Краски — однородные суспензии пигментов или их смеси с наполнителями в связующем веществе, образующие после высыхания однородную непрозрачную твердую окрашенную пленку. Основой воднодисперсионных красок являются синтетические латексы (иногда такие краски называют латексными), водные эмульсии алкидных смол и др. Могут также содержать эмульгаторы, диспергаторы, сиккативы, пеногасители и другие аддитивы (добавки).
Пример: шпатлевка ЭП-0010, ЭП-0020
Эмаль — суспензия высокодисперсного пигмента или смеси его с наполнителями в связующем, образующая после высыхания однородную непрозрачную твердую окрашенную пленку. В остальном эмаль похожа на краску.
Пример: эмаль ЭП-5285, ЭП-1155, ХВ-785, ХП-7120, ХВ-124
Из чего состоят лакокрасочные материалы?
Связующие (пленкообразующие) вещества — жидкие или доведенные до жидкого состояния твердые материалы ( в основном синтетические полимеры и смолы), которые после высыхания связывают между собой частицы пигментов и наполнителей и образуют пленку, прочно сцепляющуюся с окрашиваемой поверхностью. Пленкообразующие вещества ответственны за создание пленки, адгезию ее к поверхности окрашиваемого предмета, удерживание внутри слоя покрытия частиц пигмента и наполнителя. Помимо этого, хорошее пленкообразующее вещество обеспечивает покрытию водонепроницаемость, но в то же время позволяет ему «дышать», препятствует размножению микроорганизмов, не являясь ядовитым для человека, задерживает ультрафиолетовые лучи и т д.
Пигменты — сухие красящие вещества, неорганические или органические, природные или искусственные, диспергируемые в пленкообразующих веществах для придания краскам, эмалям, грунтовкам, шпатлевкам цвета и непрозрачности. Пигмент сообщает лакокрасочному покрытию определенные механические свойства, устойчивость к действию воды, света и атмосферных влияний. Наиболее широкое распространение в лакокрасочной промышленности получили неорганические пигменты, такие как диоксид титана, сурик железный, охра и др. Органические пигменты применяют в меньшем объеме, к ним относятся пигмент алый, фталоцианиновый голубой и зеленый.
Наполнители — неорганические природные или синтетические вещества, применяемые для улучшения малярно-технических и эксплуатационных свойств покрытий и экономии пигментов. Природные неорганические наполнители получают путем измельчения, обогащения, термической обработки горных пород и минералов. Синтетические неорганические наполнители получают в результате химических реакций по специальной технологии. Наполнители — порошки с низкой красящей способностью, они придают материалам прочность, атмосферостойкость и др. свойства. Наполнителями служат мел, каолин, микромрамор, слюда, тальк, химически осажденный мел и др.
Растворители — летучие жидкости, применяемые для растворения пленкообразующих веществ, а также для разбавления лакокрасочных материалов до рабочей вязкости перед нанесением на окрашиваемую поверхность. К ним относятся вода, уайт-спирит, ацетон, ксилол, спирт, и др.
Аддитивы — компоненты, которые ускоряют такие процессы, как диспергирование пигментов, смачивание подложки, устранение поверхностных дефектов, отверждение и многие другие на стадиях изготовления, транспортирования, хранения красок и формирования покрытия. Аддитивы также называют «технологическими добавками», «функциональными добавками» и т.д. К аддитивам относят диспергаторы, эмульгаторы, сиккативы, пеногасители и др.
Компания СпецЭмаль продает огнезащитные и лакокрасочные материалы любого назначения: автоэмали, атмосферостойкие, маслобензостойкие, огнезащита и многие другие. Обратите внимание, что мы также поставляем огнезащитные материалы для металла, бетона, пластика, текстиля, дерева. Широкий спектр ЛКМ на различной основе: АК, АС, ГФ, ВЛ, ХП, ЭП, ХС, КО, ФЛ гарантирует удовлетворение Ваших потребностей! Действуют специальные цены: эмаль эп-773, эмаль ко-174, эмаль эп-5287, грунтовка хс-059, эмаль Б-ЭП-5297.
Источник
Материалы для выполнения малярных работ
На сегодняшний день торговая сеть предлагает такое огромное количество всевозможных лакокрасочных материалов, что заблудиться в этом безбрежном мире красок без подробного путеводителя — пара пустяков. Есть много красок, которые предназначены для окрашивания конкретных поверхностей: оштукатуренных, бетонных, металлических, деревянных; но не меньше и универсальных красок, которые применимы для окрашивания практически любых поверхностей. И у каждого типа и вида красок есть свои плюсы и минусы. Так вот, я предлагаю такой план действия: я познакомлю вас со всеми видами красок, а выбор (как обычно) вы сделаете сами.
Известковые краски
Известковые краски хороши тем, что дают воздухопроницаемые покрытия (то есть поверхности «дышат»), стойкие к воздействию влаги и смене температур. Недостатком этих красок является то, что известь имеет обыкновение отмеливаться (при прикосновении к поверхностям, окрашенным известковыми красками, на руках и одежде остаются белесые следы. Помните, «у вас вся спина белая»). Но недостаток этот легко устраним: достаточно добавить в красящий состав поваренную соль или олифу. Применяются известковые краски для окрашивания бетонных, гипсобетонных и оштукатуренных поверхностей в жилых и подсобных помещениях и оштукатуренных фасадов.
Для приготовления известковой краски нам потребуются: негашеная известь-кипелка или известковое тесто, поваренная соль или олифа, вода и пигменты (по потребности).
Необходимое количество известковой краски для окрашивания того или иного помещения или поверхности очень легко рассчитать, если известно, что норма расхода на 1м2 для покрытия в один слой по оштукатуренному, бетонному и гипсобетонному основанию — 0,3-0,4 л, по кирпичной поверхности — 0,45-0,55 л красящего состава.
Зная все это, можно приступить к приготовлению известкового колера по одному из нижеприведенных рецептов.
Известковая краска на известковом тесте с поваренной солью
Для приготовления 10 л красящего состава необходимо:
известкового теста — 3 кг;
соли поваренной — 0,1 кг;
пигменты по цвету — в среднем до 0,4 кг.
Технология приготовления известковой краски в данном случае будет такой: в 5 л воды разводим известковое тесто, добавляем туда поваренную соль, перемешиваем и сливаем через мелкое сито.
Затем добавляем воду до получения 10 л состава. Таким образом мы получили белый колер. Для получения цветного колера в состав добавим сметанооб-разный пигмент нужного цвета и вновь тщательно перемешаем.
Известковая краска на негашеной извести-кипелке с поваренной солью
Для приготовления 10 литров красящего состава необходимо:
негашеной извести-кипелки — 1,5 кг;
соли поваренной — 0,1 кг;
пигментов по цвету — в среднем до 0,4 кг.
Сначала гасим известь, для этого заливаем ее 5 л воды. В процессе гашения в известь вливаем раствор поваренной соли (соль + 0,5 л воды). После завершения гашения, когда известь перестанет «кипеть», состав перемешиваем, процеживаем через мелкое сито и доводим водой его количество до 10 л. Для получения цветного колера в состав вводим пигмент и снова перемешиваем.
Известковая краска на негашеной извести-кипелке с олифой
Для приготовления 10 л красящего состава необходимо:
негашеной извести-кипелки — 1,5 кг;
олифы — 0,05-0,1 кг;
пигменты по цвету — в среднем до 0,4 кг.
Негашеную известь-кипелку зальем 5 л воды и сразу же добавим олифу, тщательно перемешаем, процедим через мелкое сито и разбавим до получения 10 л водой. Для окрашивания белого колера в состав вводим пигмент и вновь перемешиваем. Количество пигмента во всех рецептах указано максимальное, реальное количество зависит от интенсивности пигмента и желаемого оттенка. Поскольку известь — представитель группы щелочей, для придания окрашивающему составу цвета можно использовать только щелочестойкие пигменты.
Белый колер при высыхании дает сероватый оттенок. Чтобы окрашенная поверхность была белой, в окрашивающий состав добавим до 80 мл синьки (ультрамарина).
Известковые краски хороши при использовании внутри помещений или для окрашивания оштукатуренных фасадов, но для наружных малярных работ по деревянным поверхностям их практически не применяют, так как хватает такой окраски едва ли на один сезон (краска быстро смывается дождевой водой). Для такого вида работ хорошо себя зарекомендовал относительно дешевый шведский состав, который не только прост в приготовлении и применении, но и не требует предварительной огрунтовки.
Итак, для приготовления шведского состава для наружных малярных работ возьмем:
масло растительное высыхающее (конопляное, льняное) или олифа —240 г;
мука ржаная — 580 г;
купорос железный — 260 г;
соль поваренная — 260 г;
сурик железный или мумия — 260 г;
вода — около 4,5 л.
Приготовим обычный мучной клейстер, израсходовав на него все количество муки и 3 л воды (при образовании комков — процедим через сито), затем, не снимая его с огня, всыпем в клейстер железный купорос и поваренную соль и прокипятим до растворения кристаллов. При постоянном перемешивании добавим сурик или мумию и небольшими порциями масло или олифу. Полученный состав перемешаем до получения однородной массы, разбавим остальной водой (около 1,5 л) до рабочей густоты и процедим через частое сито.
Готовить состав рекомендуется непосредственно перед применением, так как со временем он густеет, а повторное разбавление водой значительно снижает его прочность.
Норма расхода: на 1 м2 поверхности уходит 200-300 г красящего состава.
Клеевые краски
Клеевые краски хотя и дают хорошее воздухопроницаемое покрытие, но имеют очень невысокую водостойкость. Это обусловило их применение для отделки только внутри помещений по оштукатуренным или облицованным листами сухой штукатурки поверхностям.
Значительными достоинствами клеевых красок являются так же их относительная дешевизна, доступность материалов и простота в приготовлении и применении.
По качеству выполнения окраски клеевыми составами различают: простую окраску, улучшенную и высококачественную.
Для приготовления клеевой краски нам потребуется просеянный мел тонкого помола, клей КМЦ (применявшийся раньше животный клей давал такие побочные эффекты, как появление мраморовидных прожилок на окрашенной поверхности и темную сероватую пленку) и подготовленные пигменты (разведенные водой или 10%-ным раствором клея КМЦ до сме-танообразной консистенции, выдержанные и протертые через мелкое сито).
Если вы хотите получить белую окрашенную поверхность, то в колер следует добавить синьку (ультрамарин) для нейтрализации желтоватого оттенка.
Белая клеевая краска
Итак, для приготовления белого колера клеевой краски берем:
мел просеянный тонкого помола — 1 кг;
ультрамарин — 40 г;
клей КМЦ — 60-80 г;
вода — около 3 л.
В мел постепенно, небольшими порциями, при постоянном перемешивании добавляем воду до получения необходимой густоты. (Если вместо просеянного мела вы будете использовать меловую пасту, то следует сократить количество воды на 25-30%.)
Требуемую густоту колера «на глаз» определить очень трудно, лучше использовать для этой цели деревянную палку (хотя бы ту, которой производим перемешивание): если палка окрасилась ровным сплошным слоем, а состав стекает с нее сплошной тонкой струей, значит, у полученного колера достаточная густота, которая обеспечит нормальную растекаемость по поверхности в ходе окрашивания.
Существует еще один способ проверки густоты состава: нанесем несколько капель на кусок чистого сухого стекла. Если после того, как мы поставим стекло вертикально, капли стекут не более чем на 3 см, значит, густота состава нормальная и можно приступать к следующему этапу приготовления колера.
Следующий этап в приготовлении клеевой краски — его подсинивание.
Ультрамарин разводим в воде до консистенции молока, процеживаем через мелкое сито и небольшими порциями добавляем в колер. Интенсивность подсинивания контролируем с помощью того же куска стекла: колер кистью наносим на поверхность стекла и подсушиваем над газовой горелкой. Краска быстро высыхает и проявляет свой цвет. Если синевы недостаточно, то в состав добавляем ультрамарин; если цвет слишком синий — то мел.
Теперь следует закрепить состав, предотвратить его отмеливание. Для этого в него при непрерывном перемешивании вводим 10%-ный раствор клея КМЦ, приготовленный из всей указанной в рецепте массы сухого клея.
Проверим состав на «отмеливание». Подсушенный колер несильно потрем сухой ладонью: если поверхность сильно пачкается, то состав недоклеен и в него необходимо добавить еще небольшое количество раствора клея КМЦ; если поверхность ладони осталась чистой (или с незначительными следами побелки), то состав заклеен нормально и его можно применять для окрашивания; если же поверхность ладони осталась чистой, а на поверхности краски появились блестящие полосы, то состав переклеен и его следует разбавить небольшим количеством воды, иначе покрытие из такой краски при высыхании будет растрескиваться и отшелушиваться от поверхности.
Полученный состав вновь сцеживаем через частое сито и применяем по назначению: для окрашивания или для приготовления цветного колера.
Расход белого колера для получения на одной и той же площади поверхности простой, улучшенной и высококачественной окрасок 1 : 1,5 : 2 соответственно.
Цветные клеевые составы
Клеевые кодеры по своей природе относятся к нейтральным средам, не содержащим ни кислот, ни щелочей, поэтому при их приготовлении можно использовать любые пигменты. Вводить пигменты в красящий состав в сухом виде не рекомендуется, так как они плохо растворяются. Находящиеся во взвешенном состоянии в красящем составе в виде маленьких комочков пигменты при окрашивании кистью растушевываются, оставляя полосы.
Для придания соответствующего цвета из пигментов приготовим пасту.
Сухие пигменты заливаем небольшим количеством воды до получения сметанообразной консистенции и выдерживаем в течение 24 и более часов. Затем массу еще раз тщательно перемешиваем и перетираем через частое сито. Вот эту полученную пасту и используем для приготовления цветного колера.
Очень часто добиться нужного цвета использованием только одного пигмента не удается, поэтому обычно при приготовлении цветных колеров используется несколько пигментов одновременно. Такой колер будет называться сложным. Для его приготовления используется белый незаклеенный колер, две-три пигментные пасты и раствор клея КМЦ.
Пасты для создания нужного цвета можно не перемешивать между собой, а последовательно вводить в белый колер: первый пигмент — перемешивание — второй пигмент — перемешивание — третий пигмент — перемешивание. Цвет состава периодически проверяем, а при получении нужного цвета — состав заклеиваем.
Получить нужный цвет можно, смешав сухие пигменты и уже из смеси приготовить цветную пасту. Для получения того или иного цвета воспользуйтесь предложенными соотношениями различных пигментов, причем один компонент — просеянный мел тонкого помола — постоянен, как постоянно и его количество, 1 кг, остальные компоненты указаны в граммах.
Думаю, о некоторых особо. Так, щелочестойки сажа, киноварь, охра, сиена, умбра и ультрамарин — их можно применять для придания цвета известковым краскам. Сажа в воде не растворяется, поэтому при изготовлении цветной пасты с применением сажи используют не воду, а клеевой или мыльный растворы или олифу. Киноварь — это сухая краска, имеющая много различных оттенков; в состав цветной пасты киноварь вводят такого оттенка, который указан в названии цвета.
Чтобы определить необходимое количество цветного колера для окрашивания того или иного помещения, воспользуйтесь нормой расхода материалов на окрашивание 10 м2 поверхности.
Количество воды для затворения сухой смеси не нормируется, воду берем по потребности — для получения рабочей густоты состава. Для сухих пигментов указаны нижний и верхний пределы: меньше 10 г пигмента использовать нецелесообразно — при высыхании окрашенной поверхности цвет проявляться не будет; при введении в колер пигмента больше верхнего предела — пострадает качество окрашенной поверхности.
В настоящее время магазины строительных материалов предлагают широкий выбор полуфабрикатов клеевых красок: «Краски малярные клеевые», «Краски сухие для внутренних работ» (с широкой гаммой цветов), «Побелка малярная», а также концентрированные краски и краски готовые к применению различных цветов. Такие краски очень удобны и значительно сокращают затраты рабочего времени.
Казеиновые краски
Данный вид лакокрасочных материалов достаточно дешев и прочен. Основное применение казеиновых красок — окрашивание фасадов по оштукатуренным и деревянным поверхностям. Казеиновые краски выпускаются в виде сухих полуфабрикатов и доводятся на рабочем месте до рабочего состояния.
Для приготовления колера из сухой казеиновой краски берем:
краска казеиновая сухая — 1 кг;
олифа натуральная или «Оксоль» — 30 г;
квасцы алюминиево-калиевые — 8 г;
вода — около 1 л.
Сухую казеиновую краску разводим половиной необходимого количества воды, перетираем через частое сито и настаиваем 1 час. Затем при постоянном перемешивании постепенно добавляем олифу и разводим до рабочей густоты (вливаем остальную воду). В последнюю очередь в состав вводим раствор квасцов.
Для определения необходимого количества краски воспользуемся нормативом: на 1 м2 расход краски составляет 350 г.
Воднодисперсионные (водоэмульсионные) краски
Отличным выбором материала для окрашивания стен и потолков жилых и подсобных помещений являются воднодисперсионные краски. Они выпускаются в готовом виде и не требуют дополнительной подготовки перед использованием (разве что при загустении их следует развести водой до необходимой консистенции).
Еще одним плюсом является то, что эти краски дают воздухопроницаемые покрытия (то есть поверхности «дышат»). Применяются воднодисперсионные краски для окрашивания бетонных, гипсобетонных и оштукатуренных поверхностей; ими можно окрашивать поверхности из ДСП и изнаночной стороны ДВП (только после предварительной проолифки).
В сухих помещениях возможно применение любых из предлагаемых воднодисперсионных красок, в помещениях с повышенной влажностью рекомендуется использовать краски ВД-ВА-129 и ВД-ВА-224, так как в их состав входят водостойкие компоненты.
Выпускаются воднодисперсионные краски белого цвета. При желании их можно «подколеровать», добавив перед использованием цветную пигментную пасту <см. «Цветные клеевые составы»).
Окрашивание такими красками производим в два слоя. Продолжительность высыхания каждого слоя — 1 час. Краски пригодны как для окрашивания кистью и валиком, так и краскопультом. Норма расхода краски при двухслойном покрытии для каждой краски индивидуальна (указывается на упаковке), но не превышает 250 г на 1 м2.
Масляные и алкидные краски и эмали
Масляные и алкидные краски и эмали относятся к разряду универсальных, они применимы для окрашивания практически любых поверхностей: бетонных, кирпичных, оштукатуренных, деревянных и металлических. Используются масляные и алкидные краски и эмали в помещениях, к которым предъявляются повышенные санитарно-гигиенические и декоративные требования, так как они образуют прочные, водостойкие, легко моющиеся декоративные покрытия.
Для начала определим разницу между масляными красками и эмалями.
Масляные краски — это суспензии пигментов и наполнителей в пленкообразователе — масле или олифе; при высыхании они образуют эластичную непрозрачную окрашенную однородную пленку.
Эмали же представляют собой суспензии пигментов и наполнителей в лаках. При высыхании они образуют твердую непрозрачную окрашенную пленку. Имея в своем составе большое количество пленкообразо-вателя — синтетического лака — и малое количество наполнителя (в отличие от масляных красок, где соотношение этих компонентов обратное), эмали обладают повышенными декоративными качествами. Пленка, образующаяся при высыхании эмалей, может иметь как глянцевую, так и матовую фактуру.
Прежде чем говорить о потребительских качествах масляных красок и эмалей, поговорим об. этикетках, которыми снабжена их тара; точнее не об этикетках, а о той информации, которую они содержат. А информация эта обычно «закодирована», и «раскодировать» ее непосвященному человеку трудно, а ведь буквенно-цифровой «код» несет в себе все необходимые сведения о свойствах, назначении, условиях эксплуатации конкретного лакокрасочного материала. Ну что ж, подберем ключ к этому коду.
Код бесцветных лаков состоит из четырех, а пигментированных материалов — из пяти групп знаков.
Первая группа несет информацию о виде лакокрасочного материала и обозначается словом: краска, эмаль, лак, грунтовка, шпатлевка.
Для масляных красок существует исключение: если при изготовлении конкретной краски использовался только один пигмент, то вместо слова «краска» указано наименование этого пигмента, например «охра», «сурик» ит.д
Вторая группа обозначается двумя буквами и указывает на тип пленкообразующего вещества. Вот это уже посложнее. Чтобы разобраться во всех ПФ-ах и ПЭ-нах, нужно знать, что же скрывается за этими двумя буквами.
Итак: Лакокрасочные материалы на основе поликонденсационных смол:
мч — мочевинформальдегидные смолы;
пф — пентофталевые смолы;
гф — грифталевые смолы;
ко — кремнийорганические смолы;
Полиэфирные лакокрасочные материалы: пэ — полиэфиры насыщенные;
эп — эпоксидные смолы;
эт — полиэтилен и полиизобутилен;
эф — эпоксидно-эфирные смолы.
Лакокрасочные материалы на основе полимери-зационных смол:
мс — алкидно- и масляностирольные;
хв — поли- и перхлорвинилы;
Лакокрасочные материалы на основе сополимеров:
ас — сополимеры полиакрила;
вс — сополимеры поливинилацетали;
хс — сополимеры винилхлорида.
Лакокрасочные материалы на основе эфирной целлюлозы:
ац — ацетилцеллюлоза; нц — нитроцеллюлоза; эц — этилцеллюлоза.
Лакокрасочные материалы на основе природных смол:
бт — битумы и пеки;
ма — масла растительные;
Зная тип пленкообразующего вещества конкретного лакокрасочного материала, легко подобрать шпатлевку и грунтовку под этот материал, а также растворитель — для разбавления загустевшей краски и очистки инструмента, рук и т. д.
Третья группа, а точнее, одна или две цифры, сообщает нам о рекомендуемых условиях эксплуатации покрытия из данного лакокрасочного материала:
2 — атмосферостойкие внутри помещения;
3 — защитные, консервационные для металлоизделий;
4 — водостойкие (устойчивы к горячей воде);
5 — специальные (для резины, для кожи и т.д.);
7 — стойкие к агрессивным средам (химически стойкие);
О — лак, грунт, полуфабрикат, густотертая масляная краска;
Знание расшифровки третьей группы позволит вам уберечься от лишних расходов. Ведь краски, обладающие какими-либо специальными качествами, обычно стоят дороже.
И приобретая краску с цифрой 5 (специальная), например, для окрашивания потолка в холле, вы не только тратите лишние деньги («лишние» не в том смысле, что у вас их много, а в том, что их можно было сэкономить), но, возможно, и не получите того результата от окраски, который даст использование краски с цифрой 2 (атмосферостойкие внутри помещений) — которая и предназначена именно для окрашивания внутренних помещений.
Знаки третьей группы отделены от знаков второй группы дефисом.
Знаки четвертой группы — это порядковый номер, присвоенный данному лакокрасочному материалу при его разработке (одна, две или три цифры). Четвертая группа может быть вам полезна лишь в том случае, если приходится докупать краску, а в том магазине, где вы ее приобретали, данный вид закончился. Так вот, чтобы не нарушать однородности окрашенной поверхности, рекомендуется докупить аналогичную краску именно с тем порядковым номером, что и первоначально используемая краска.
Исключение составляет опять-таки четвертая группа масляных красок, здесь вместо порядкового номера ставится цифра, указывающая на то, какая олифа использовалась при изготовлении краски:
1 — натуральная олифа;
2 — олифа «Оксоль»;
3 — глифталевая олифа;
4 — пентафталевая олифа;
5 — комбинированная олифа.
Иногда в обозначении лакокрасочных материалов после порядкового номера проставлен буквенный индекс, который сообщает нам о специфических свойствах покрытия из данного материала: М — матовое; ПМ — полуматовое; и т. д. Пятая группа обозначается словами и сообщает нам цвет лакокрасочного материала: белая, серо-белая, зеленая и т.д.
Масляные и алкидные краски
Торговая сеть магазинов предлагает масляные и алкидные краски двух видов: густотертые и готовые к применению.
Густотертые масляные и алкидные краски представляют собой пасту из пигментов и наполнителей, затертых на олифе. Перед применением такие краски разводим натуральной, комбинированной олифой или олифой «Оксоль» и процеживаем через частое сито, чтобы удалить оставшиеся сгустки. Разбавленные до рабочей консистенции густотертые масляные краски обладают хорошей растекаемостью, легко растушевываются тонким слоем, что способствует получению гладкой ровноокрашенной поверхности. Наносить краску на окрашиваемые поверхности можно как кистью и валиком, так и краскопультом, работающим от компрессора. Продолжительность полного высыхания поверхностей, окрашенных разбавленными густотертыми масляными красками, при нормальной влажности и температуре воздуха более 15 градусов — 24 часа.
Для окрашивания поверхностей внутри помещений применяются густотертые краски марок: МА-021, МА-025, ГФ-023 и ПФ-024. Расход красок (укрывис-тость) указывается на этикетке и зависит от выбранного цвета.
Для наружных малярных работ рекомендуется использовать густотертые краски марок: МА-011, МА-015, ГФ-013 и ПФ-014.
Готовые к применению масляные и алкидные краски практически не требуют подготовки перед окрашиванием. Их нужно только тщательно перемешать, так как при длительном хранении возможно образование осадка. При загустении готовые масляные краски можно разбавить скипидаром, уайт-спиритом или олифой, используемой при изготовлении красок (см. на этикетке), в количестве не более 5 % от массы краски.
Рекомендуемое количество покрытий при первичной окраске — 2-3 слоя, при окрашивании старых покрытий — 1-2 слоя. Продолжительность высыхания каждого слоя — 24 часа (при нормальных атмосферных условиях).
Для наружного окрашивания рекомендуется использовать готовые краски следующих марок (здесь и далее в скобках дана укрывистость в граммах на 1 м2): белила цинковые МА-Щ170), МА-11Щ200), МА-15(170), МА-15Щ200), ГФ-Щ170), ГФ-13Щ200), ПФ-14(170), ПФ-14Щ200); краски цветные МА-11(210), МА-15(210), ГФ-13(180)0, ПФ-14(210); сурик железный МА-1Ц35), МА-15(35), ГФ-13(35), ПФ-14(35); мумия МА-1Ц95), МА-15(95), ГФ-13(95), ПФ-14(95) и охра МА-1Ц180), МА-15(180), ГФ-13(180), ПФ-14(180).
При внутренней окраске помещений предпочтительнее использовать готовые краски марок: белила цинковые МА-22Ц70), МА-22Щ200); белила липото-новые МА-2Ц170), МА-21Щ190), МА-25(170), МА-25Щ190), МА-22(170); краски цветные МА-2Ц210), МА-25(210), МА-22(210).
Эмали
Для придания поверхностям высоких декоративных качеств широко применяется окрашивание их эмалями. Причем окрашивать можно как новые поверхности, так и ранее окрашенные масляными красками и эмалями (исключение составляют нитроэмали — о них разговор особый).
Все эмали выпускаются в готовом к употреблению виде, расфасованными в емкости от 0,5 до 3 л.
Перед окрашиванием эмали тщательно перемешиваем и при необходимости разбавляем уайт-спиритом или растворителем РС-2 в количестве не более 5% от массы эмали.
Эмали марок ПФ-2135 и НП-2131 обладают повышенной щелочестойкостью, поэтому, выбирая эмаль для окрашивания поверхностей из бетона, асбоцемента или оштукатуренных, предпочтительнее остановиться на них.
Как уже было сказано, среди всех эмалей особой группой выделены нитроэмали. Они выпускаются двух марок: НЦ-25 — для окрашивания внутри помещений и НЦ-132 — для наружных малярных работ.
Предназначены они для окрашивания деревянных поверхностей, новых либо окрашенных ранее нитроэмалями (окрашивание по поверхностям, окрашенным ранее масляными красками или простыми эмалями, недопустимо). Для нанесения нитроэмалей на окрашиваемую поверхность рекомендуется использовать компрессорный пистолет-краскопульт, так как они очень быстро сохнут и плохо растушевываются кистью.
Укрывистость нитроэмали марки НЦ-25 — 100-150 граммов на 1 м2, марки НЦ-132 — 30-120 граммов на 1 м2 (в зависимости от цвета).
Нитроэмали подвержены быстрому густению, для их разбавления используем растворители: для НЦ-25 — 645 и 646, для НЦ-132 — 649.
Лаки
Лаки представляют собой растворы пленкообра-зователёй (смол) в различных растворителях, при высыхании образуют твердое прозрачное бесцветное или цветное покрытие. Используются лаки как самостоятельное покрытие, если необходимо сохранить структуру окрашиваемой поверхности, либо как последний слой в системе многослойного покрытия для улучшения декоративных и эксплуатационных качеств; например, для предотвращения загрязнения бумажных покрытий (обоев) или для придания блеска поверхности, окрашенной матовой краской.
Назначение и область применения лаков зависит от типа применяемого при его производстве растворителя. По этому признаку существует следующая классификация лаков.
Алкидные лаки
Алкидные лаки — это растворы синтетических алкидных смол (пентафталевых или глифталевых) в органических растворителях.
Для использования в бытовых условиях алкидные лаки самый идеальный вариант: универсальны (применимы как для внутренних, так и для наружных работ практически по любой поверхности), легко наносятся кисточкой, валиком и краскопультом (обладают достаточной растекаемостью), образуют твердые прозрачные слабоокрашенные покрытия, водо- и износостойки.
Единственный недостаток — довольно длительный срок полного высыхания — 72 часа.
В группу алкидных лаков входят алкидно-карба-мидные лаки, в составе которых присутствует от-вердитель, позволяющий сократить срок высыхания до нескольких часов. Обладая основными эксплуатационными качествами простых алкидных лаков (за исключением применения для наружных работ), ал-кидно-карбамидные лаки используются для покрытия мебели, паркетных полов и изделий из древесины, эксплуатируемых внутри помещения.
Масляные лаки
Масляные лаки, иногда их называют масляно-смо-ляными, представляют собой растворы масляно-смо-ляных субстанций (продуктов взаимодействия растительных высыхающих масел с природными и синтетическими смолами) в органических растворителях. Твердые прозрачные пленки, образуемые при высыхании, имеют светло-желтый (обозначается литерой «с») либо темно-коричневый (литера «т») цвет.
Применяются для первичного лакирования деревянных изделий, а также различных поверхностей, окрашенных ранее масляными красками. Продолжительность полного высыхания — 3-48 часов, в зависимости от атмосферных условий.
В настоящее время в торговой сети появилась новая группа лаков — нефтеполимерные лаки. По своим технико-физическим свойствам лаки этой группы не уступают масляно-смоляным лакам и даже имеют два весомых преимущества: они обладают химической стойкостью по отношению к воздействию моющих средств и различных реагентов и значительно дешевле масляно-смоляных лаков.
Спиртовые лаки
Концентрированные спиртовые лаки (концентрация 30-45%) и слабоконцентрированные политуры (концентрация 15-25%) получаются при растворении природных смол (шеллака,канифоли и др.) в летучих растворителях, чаще всего в этиловом спирте. Сочетание малой скорости растворения смол с большой скоростью испарения растворителей делает возможным нанесение нескольких слоев последовательно, не затрачивая времени на высыхание покрытия.
Спиртовые лаки и политуры обладают хорошей адгезией (прилипанием) к различным поверхностям; покрытия из них износостойки, выражение глянцевые, хорошо полируются. Однако из-за низкой водостойкости данные лаки пригодны только для внутренних работ в сухих помещениях.
Битумные лаки
Из всего многообразия лаков битумные лаки, пожалуй, единственные, которым ярко выраженный цвет не сообщается введением пигментов, а изначально присутствует в одном из компонентов. Компонентом этим является битум.
Собственно битумный лак представляет собой смесь специальных марок битума с высокой температурой размягчения с различными смолами и маслами. Битумные лаки бывают только черного или темно-коричневого цвета. При высыхании лаки образуют покрытия, стойкие к воде и некоторым химическим реагентам.
Применяются в качестве временных защитных покрытий для металлических изделий.
Нитроцеллюлозные лаки
На втором месте по частоте применения в быту находятся нитроцеллюлозные лаки — нитролаки, получаемые путем растворения нитрата целлюлозы в смеси активных органических растворителей. Все нитролаки при высыхании образуют твердые прозрачные, практически бесцветные покрытия.
Физико-механические свойства, а также назначение нитроцеллюлозных лаков зависят от того, какие смолы были использованы при их производстве. Выпускаются лаки для покрытия изделий из древесины; для лакирования изделий из металла, как декорирующий и защитный слой в системе многослойных покрытий; для применения при наружных работах.
Время высыхания нитроцеллюлозных лаков не превышает одного часа.
Другие виды лаков
Помимо вышеперечисленных, химическая промышленность выпускает и другие виды лаков. Однако они не нашли широкого применения в бытовых условиях; это такие лаки, как:
— полиэфирные лаки. Название вам, может быть, ничего не говорит, но знакомы с покрытием из таких лаков практически все: эти лаки используются при производстве полированной мебели. Работа с этими лаками требует особой точности, именно поэтому они практически не применяются в быту;
— полиуретановые лаки. Покрытия из полиуре-тановых лаков обладают очень высокой сопротивляемостью к механическим воздействиям и, как следствие, исключительной износостойкостью. Лаки используются при производстве мебели и музыкальных инструментов. Повышенные требования, предъявляемые к строгому соблюдению технологического процесса лакирования, а также высокая стоимость полиуретановых лаков препятствуют использованию их в домашних условиях. Однако последние научные разработки в области производства полиуретановых лаков в скором времени сделают возможным применение их в быту.
И прочее.
Вспомогательные материалы при производстве малярных работ
Настало время приподнять. завесу над этим загадочным «и прочее. »: А за ней находятся материалы, которые принимают непосредственное участие в процессе малярных работ, сказываются на качестве окрашенных поверхностей, но не видны глазу (а если и проглядывают в некоторых местах, то это может говорить лишь о низкой квалификации «мастера», производившего окрашивание).
В группу вспомогательных материалов входят: грунтовки, шпатлевки и растворители.
Грунтовки
По составу ингредиентов грунтовки представляют собой суспензии пигментов и наполнителей в пленкообразующем веществе. По сути грунтовки — это составы различной консистенции, обладающие хорошей адгезией с поверхностями (с одной стороны) и с лакокрасочными материалами (с другой стороны) и при высыхании образующие на поверхностях пленку, позволяющую получить ровную и чистую окраску.
В зависимости от требований, которые предъявляются в каждом конкретном случае к грунтовкам, различают следующие их типы:
— изолирующие грунтовки, препятствующие проникновению влаги и агрессивных сред к окрашенному1 слою. Такой эффект достигается введением в грунтовки сурика железного или цинковых белил;
— пассивирующие грунтовки. Применяются при окрашивании металлических поверхностей для предотвращения их коррозии. Это грунтовки марок ГФ-0119 и ФЛ-03;
— грунтовки—преобразователи ржавчины используются при подготовке к окраске металлических поверхностей, с которых не удалена коррозия.
Кислота, входящая в состав таких грунтовок, вступает в реакцию со ржавчиной и преобразует ее в полимерную пленку, которая придает коррозионную стойкость всему покрытию.
По назначению грунтовки подразделяются на:
— грунтовки под известковые краски;
— грунтовки под клеевые краски;
— грунтовки под масляные краски и эмали;
Приведенные ниже рецептуры различных огрун-товочных составов позволят выбрать ту или иную из них (в зависимости от имеющихся материалов).
Грунтовка на известковом тесте под окрашивание известковыми красками
Для приготовления 10 л грунтовки вам потребуется: известковое тесто — 2,5 кг; соль поваренная — 0,05-0,1 кг; вода — около 7,5-8 л.
В 2 литрах кипящей воды разводим поваренную соль до полного растворения кристаллов. В отдельной емкости тщательно перемешиваем 5 л холодной воды и все, положенное по рецепту, известковое тесто и тонкой струйкой вливаем в него раствор соли. Полученную смесь разбавляем водой до необходимого объема в 10 л и процеживаем через частое сито.
Грунтовка-мыловар на негашеной извести-кипелке под окрашивание известковыми красками
Для приготовления 10 л грунтовки нужно:
негашеная известь-кипелка — 1,5-2 кг;
мыло хозяйственное 40%-ное — 0,2 кг;
вода — около 8 л.
Нарезанное мелкой стружкой или натертое на крупной терке хозяйственное мыло растворяем в 3 л кипящей воды. В горячий мыльный раствор вливаем тонкой струйкой олифу и тщательно перемешиваем до получения однородной жидкости. Во время гашения извести в 5 л воды постепенно добавляем к ней горячий мыльно-масляный состав. Хорошо перемешиваем, разбавляем водой до 10 л объема и процеживаем через частое сито.
Грунтовка-мыловар на известковом тесте под окрашивание известковыми красками
Для получения 10 л грунтовки берем:
известковое тесто — 2,5-3 кг;
мыло хозяйственное 40%-ное — 0,2 кг;
вода — около 7 л.
Приготовленный как указано в предыдущем рецепте горячий мыльно-масляный состав тонкой струей при постоянном перемешивании вливаем в известковое тесто, разбавляем водой до получения объема 10 л и процеживаем через частое сито.
Купоросная грунтовка под окрашивание клеевыми красками
Для получения 10 л грунтовки берем:
купорос медный — 0,1-0,15 кг;
мел просеянный тонкого помола — 2-3 кг;
мыло хозяйственное 40%-ное — 0,25 кг;
клей животный (сухой) — 0,2 кг;
воды — около 6,5 л.
Отдельно готовим три состава: 1) в 3 л кипящей воды растворяем медный купорос; 2) в 2 л варим животный клей; 3) в 2 л горячей воды растворяем хозяйственное мыло. Второй и третий составы перемешиваем, причем третий вливаем во второй небольшими порциями при постоянном перемешивании; сюда же тонкой струйкой вливаем олифу. Образовавшуюся мас-ляно-мыльно-клеевую эмульсию соединяем с составом № 1 и охлаждаем. Затем полученную кашицу перемешиваем с мелом и разводим водой до объема 10 литров. Готовую грунтовку процеживаем через сито.
Квасцовая грунтовка под окрашивание клеевыми красками
Для приготовления 10 литров грунтовки вам потребуется:
квасцы алюминиево-калиевые — 0,15 кг;
мыло хозяйственное 40%-ное — 0,2 кг;
клей животный сухой — 0,2 кг;
мел просеянный тонкого помола — 2-3 кг;
вода — около 6,5 л.
Приготовим масляно-мыльно-клеевую эмульсию, как описано в предыдущем рецепте. В эмульсию вливаем растворенные в 3-х литрах кипящей воды квасцы и остужаем полученную смесь. Перемешиваем остывшую смесь с мелом, разбавляем водой до получения 10-литрового объема и процеживаем через частое сито.
Грунтовка под окрашивание масляными красками
олифа натуральная — 1 кг;
краска густотертая масляная — 0,6-1,2 кг.
Для приготовления такого огрунтовочного состава краску рекомендуется брать такого же цвета, как и та, которой будет производиться окрашивание. Олифу небольшими порциями вливаем в краску, тщательно перемешиваем до получения однородной жидкости и процеживаем через частое сито.
Помимо перечисленных огрунтовочных составов под окрашивание известковыми, клеевыми и масляными красками, которые можно приготовить самостоятельно, существует масса других. Они, а также грунтовки под окрашивание эмалями и универсальные продаются в готовом виде в торговых организациях, реализующих строительные и отделочные материалы.
Завершая разговор о грунтовках, хочу дать один дельный совет: выбирая в магазине готовую грунтовку и/ краску для конкретной поверхности, лучше их подобрать одной марки.
Шпатлевки
Предназначенные под окраску поверхности очень часто имеют неровности, углубления как строительного характера (некачественно выполненное оштукатуривание, неплотно пригнанные доски), так и эксплуатационного (усыхание половиц, глухие отверстия от гвоздей, дюбелей). Для того чтобы получить ровную окрашенную поверхность, необходимо устранить эти дефекты. С этой задачей великолепно справляются шпатлевки, которые представляют собой пастообразную вязкую массу, состоящую из пигментов, наполнителей и пленкообразователей.
Шпатлевки, так же как и грунтовки, можно приготовить самостоятельно (ниже приведены несколько рецептов) либо приобрести в магазинах строительных и отделочных материалов в готовом виде.
Клеевая шпатлевка под окрашивание известковыми и клеевыми красками
клеевой раствор 10%-ный — 1 кг;
мел просеянный тонкого помола — около 2,5 кг.
Сначала приготовим 10%-ный раствор животного клея, для чего 0,1 кг сухого клея расплавим в 1 л кипящей воды. В горячий клеевой раствор тонкой струйкой вольем олифу — получим масляно-клеевую эмульсию, на которой затворяем мел до получения пастообразной массы.
Клеевая шпатлевка на купоросной или квасцовой грунтовке под окрашивание известковыми и клеевыми красками
клеевой раствор 10%-ный — 0,15 кг;
грунтовка купоросная или квасцовая — 1 кг;
мел просеянный тонкого помола — до необходимой консистенции.
Приготовим купоросно- или квасцово-клеевой раствор, смешав купоросную или квасцовую грунтовку с раствором клея.
Полученной жидкостью затворяем мел до получения тестообразной консистенции.
Шпатлевка на растительном клее под окрашивание известковыми и клеевыми красками
клеевой раствор 5%-ный — 1 кг;
натуральная олифа — 30 г;
мел просеянный тонкого помола — до получения рабочей консистенции.
Из картофельного крахмала или пшеничной муки завариваем 5%-ный клейстер. В горячий клей вливаем олифу и, быстро перемешивая, получаем эмульсию. Перемешиваем эмульсию с мелом до получения тестообразной массы — шпатлевка готова.
Масляная шпатлевка под окрашивание масляными красками
олифа натуральная — 1 кг;
сиккатив — 0,1 кг;
мел просеянный тонкого помола — до пастообразной консистенции.
Олифу смешиваем с сиккативом — получаем эмульсию, которой затворяем просеянный мел до получения масляно-меловой пасты консистенции густого теста. Несмотря на простоту приготовления и длительный срок высыхания, эта шпатлевка хорошо зарекомендовала себя для применения в бытовых условиях благодаря повышенной прочности.
Шпатлевки под окрашивание эмалями, лаками, а также другие шпатлевки под известковые, клеевые и масляные краски в широком ассортименте представлены в торговой сети, расфасованные в емкости от 0,25 кг до 15 кг, а клеевые и масляные к тому же продаются на вес.
Из готовых шпатлевок для больших ремонтных работ наиболее подходят алкидные шпатлевки; для исправления мелких трещин и выбоин — нитрошпат-левки, однако при работе с ними необходимо помнить, что при высыхании они дают усадку (это значит, что, если такими шпатлевками устранять дефекты, имеющие большие площади, при высыхании шпатлевоч-ный слой растрескается).
Подмазки
Если на поверхности, предназначенной под окрашивание, имеются лишь небольшие трещины и выбоины, то производить сплошное шпатлевание нецелесообразно. В этом случае лучше воспользоваться различными пастообразными подмазками.
Гипсомеловая подмазка под клеевую окраску
гипс просеянный тонкого помола — 1 кг;
мел просеянный тонкого помола — 2,5-3 кг;
клеевой раствор 5%-ный — до получения требуемой консистенции.
Премешиваем мел и гипс до получения сухой однородной смеси и затворяем 5%-ным клеевым раствором до пастообразной консистенции. Клеевой раствор можно приготовить из сухого животного или столярного клея.
гипс просеянный тонкого помола — 1 кг;
мел просеянный тонкого помола — 2 кг;
купоросно-клеевая эмульсия — до получения рабочей консистенции.
Сначала готовим эмульсию: в 1 л купоросной грунтовки добавляем 150 г 10%-ного клеевого раствора. Затем эмульсию переливаем в широкую посуду и, непрерывно перемешивая, тонкой струйкой засыпаем смесь гипса и мела до получения необходимой густоты.
раствор столярного клея 10%-ный — 0,1 кг;
мел просеянный тонкого помола — около 2,5-3 кг (до получения требуемой консистенции).
Аналогично предыдущему рецепту первоначально готовим эмульсию: в горячий клеевой раствор тонкой струйкой вливаем олифу и перемешиваем. Эмульсию переливаем в широкую посуду и постепенно подмешиваем к ней мел. Готовая подмазка должна иметь консистенцию густой сметаны.
Растворители
При выполнении малярных работ масляными красками, эмалями и лаками почти всегда возникает необходимость в использовании растворителей. По назначению растворители подразделяются на:
— чистые растворители, то есть используемые для разбавления загустевших красок, эмалей и лаков, для растворения некоторых смол, для очистки рабочего инструмента;
— растворители-катализаторы, которые помимо растворяющей и разбавляющей функции играют также роль ускорителей процесса высыхания.
К чистым растворителям относятся: ацетон, уайт-спирит, сольвент, бензин, керосин, РС-2, № 645, № 646, № 647, № 649.
Ацетон — бесцветная жидкость с резким запахом, самый популярный растворитель для простых и нитроэмалей.
Уайт-спирит, или бензин-растворитель, — предназначен для разбавления нитроэмалей, для растворения смол. Для этих целей рекомендуется применять только высшие сорта. Для очистки инструмента подходит уайт-спирит любого сорта.
Сольвент — желтовато-прозрачная жидкость со специфическим запахом. Используется для растворения и разбавления битумных лаков и искусственных олиф.
Бензин и керосин — чаще всего используются как моющие составы, иногда применяются для растворения смол и разбавления лаков.
Растворители РС-2, № 645, № 646, № 647, № 649 — универсальные растворители, широко применяемые при малярных работах. Каждый из них предназначен для растворения нескольких видов лакокрасочных материалов, указанных на этикетке.
Сиккативы — классический пример растворителя-катализатора — представляют собой продукты химического взаимодействия различных металлов с органическими кислотами. Используются для ускорения процесса высыхания масел, масляных красок, олиф и лаков. Без ущерба для качества лакокрасочных материалов допускается добавление сиккатива до определенного предела: не более 150 г сиккатива на 1 кг краски (лака, олифы). При избытке сиккатива скорость процесса высыхания может продолжать расти, но покрытие из такого лакокрасочного материала становится очень хрупким и преждевременно «стареет». В продажу поступают: свинцово-марганцевые сиккативы №№ 63 (светлый) и 64 (темный) и экстракты № 1 (светлый и темный).
Для добавления в материалы нижних слоев многослойной красочной композиции (грунтовка, олифа) подходят оба вида сиккативов, для добавления в материалы для верхнего слоя предпочтительнее применять экстракты (свинцовые соединения относятся к ядовитым).
Для различных лакокрасочных материалов применяются сиккативы разных марок: НФ-1, НФ-2, НФ-4/i НФ-5.
Скипидар — широко используемый растворитель для масляных красок — представляет собой прозрачную жидкость с лимонным, красным, красно-коричневым оттенком либо бесцветную жидкость, имеет немного резкий запах сосновой смолы. Однако далеко не всем известно, что скипидар, если он хорошо очищен, служит также ускорителем процесса высыхания. Плохо очищенный скипидар в качестве растворителя использовать не рекомендуется, так как он, напротив, несколько замедляет процесс высыхания.
Олифы
Олифы по своему химическому составу и физико-химическим свойствам относятся к пленкообразующим веществам: при высыхании они образуют на поверхности эластичные пленки, не отличающиеся, однако, защитными свойствами.
И в то же время олифы при необходимости выступают в роли растворителей масляных красок и грунтовок под воднодисперсионные и масляные краски и эмали.
По подбору и соотношению компонентов олифы бывают: натуральные, оксидированные («Оксоль»), комбинированные, глифталевые, пентафталевые, по-лимеризованные, сланцевые, кумароно-инденовые, синтетические.
Натуральную олифу получают из высыхающих растительных масел (конопляного и льняного), к которым в процессе варки добавляют марганцово-кобаль-товый сиккатив. Применяется натуральная олифа для разведения густотертых масляных красок, для разбавления загустевших масляных красок, для изготовления грунтовок и шпатлевок под известковые, клеевые и масляные краски, для проолифки поверхностей под окрашивание, в производстве лакокрасочных материалов; используется как при внутренних, так и при наружных работах по разным поверхностям.
Оксидированная олифа («Оксоль») помимо масел и сиккатива содержит уайт-спирит (не более 45%). Применяется для тех же целей, что и натуральная, но только при работе внутри помещений.
Комбинированная олифа по качественному составу идентична «Оксоли», но отлична от нее по количественному составу: доля уайт-спирита здесь не превышает 30%. Применяется главным образом для производства масляных красок, в бытовых условиях.
Глифталевая и пентафталевая олифы, их часто называют алкидными, наравне с натуральной олифой широко используются при малярных работах: для разбавления и разведения масляных красок, для проолифки металлических, деревянных, оштукатуренных и бетонных поверхностей перед окрашиванием водно-дисперсионными и масляными красками и эмалями.
Полимеризованные, сланцевые, кумароно-инде-новые и синтетические олифы в домашних условиях обычно не применяются, а используются в промышленном производстве масляных красок, лаков, грунтовок и шпатлевок.
Смывки для масляных красок и эмалей
По сути, в эту группу входят смеси, которые непосредственного участия в процессе малярных работ не принимают, но необходимы при подготовке к окрашиванию поверхностей, которые ранее были окрашены масляной краской или эмалью.
Состав (в частях по объему): .
нашатырный спирт — 2;
мел просеянный — до получения нужной консистенции.
Нашатырный спирт смешиваем со скипидаром и этой смесью затворяем просеянный мел до получения пастообразной консистенции.
Если смешать мел только с нашатырным спиртом, получится прекрасная смывка для удаления старого лака.
Смывка на основе известкового теста и кальцинированной соды
Состав (в частях по объему):
кальцинированная сода или поташ — 1;
известковое тесто (густое) — 3;
Из известкового теста и кальцинированной соды (или поташа) приготовим «кашицу», которую разбавим затем водой.
Смывка на основе известкового теста и мела
Состав (в частях по объему): известковое тесто — 1; мел просеянный — 1;
раствор каустической соды 20%-ный — до получения требуемой консистенции.
Известковое тесто перемешиваем с просеянным мелом, сюда же можно добавить одну объемную часть асбестовой пыли, и затворяем эту смесь 20-процентным раствором каустической соды до получения пастообразной консистенции.
Химическая промышленность выпускает готовые смывки для масляных красок, эмалей и лаков — типа БЭМ различных марок.
Источник