Опрятней модного паркета блистает речка льдом одета средства выразительности

Краткий анализ стихотворения «Опрятней модного паркета…» по плану

1. История создания

Рассматриваемое произведение вовсе не самостоятельное. Это отрывок из «Евгения Онегина» (IV глава величайшего романа). Следовательно, рассматривать его нужно в рамках шедевра.

Оно было написано в период с осени (октябрь) 1824 по январь 1825.

В это время автор находился в ссылке в Михайловском и параллельно работал над другими знаменитыми творениями: «Граф Нулин», «Борис Годунов», многочисленные лирические стихотворения.

В конце 1826 года поэт переделал уже написанную главу. Напечаталась она вместе с пятой, и случилось это только в 1828. Издание вышло с дружеским посвящением Плетневу, впоследствии перенесенном в заглавие романа.

2. Литературное направление

Литературное направление – реализм с элементами романтизма.

3. Род

Произведение относится к двум родам: одновременно и к лирике, и к эпосу.

4. Жанр

Если рассматривать в контексте всего творения, то по жанру это будет роман в стихах. А если взять как отдельное стихотворение, то пейзажная лирика.

5. Проблематика

В данном отрывке автор не поднимает никаких проблем. Он описывает бытовую картину, которую словно наблюдает из окна.

6. Тематика

Пушкин затрагивает тему красоты русской природы. Мы знаем, что произведение писалось поздней осенью и зимой, значит, скорее всего, эти строки созданы под собственными впечатлениями автора.

Кроме того, здесь поднимается тема русского крестьянского быта. Пушкин описывает, как развлекаются люди зимой, живо рисуя яркую картину.

7. Идея

Автор ввел этот отрывок в главу, чтобы сделать текст живее, понятнее и ближе читателю.

8. Пафос

Текст передает только положительные эмоции. Мы ощущаем радость, веселье, словно наяву видим сказочную красоту русской зимы.

9. Система образов

Вообще, анализируемый отрывок построен на множестве ярких, выразительных образов. Автор рисует зимний пейзаж, но не в статике, а в динамике.

Образ детей:

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед…

Образ животных:

На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает…

И даже природные явления и объекты не неподвижны. Речка «блистает… льдом одета», снег «мелькает, вьется».

Все движется, картина не стоит на месте, и оттого на душе становится как-то особенно весело и хорошо. Автор достигает своей цели, создав систему ярких, живых и активных образов.

10. Центральные персонажи

Тут нет центральных персонажей, необходимых для развития дальнейшего повествования.

Однако и мальчишки, и гусь становятся неотъемлемой частью картины. Они нам интересны, потому что описаны с особенной любовью и удовольствием, вызывают симпатию и умиление.

11. Лирический герой

В рассматриваемом отрывке нет лирического героя.

Однако, зная, что Пушкин писал эту главу зимой, вполне возможно, что поэт нарисовал именно ту картину, которую видел сам.

12. Сюжет

По сюжету мы видим зимние деревенские забавы.

Речка оделась новеньким льдом, и мальчишки радостно разрезают скользкую гладь своими коньками. Неторопливый и весьма упитанный гусь хочет поплыть по застывшей воде, но падает.

Представляется такая уютная и красивая картина деревенского быта.

13. Композиция

Как таковой, классической композиции в произведении нет.

Пушкин живописует бытовую зарисовку: перед нами открывается речка, на которой одновременно происходят разные события.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано очень легким, понятным языком.

Здесь много глаголов, благодаря которым перед нашими глазами разворачивается живой, постоянно меняющийся пейзаж. Жизнь динамична, она не стоит на месте.

Отрывок создает хорошее, восторженное настроение. Этот эффект достигается еще и за счет того, что поэт использует прилагательные, имеющие соответствующий эмоциональный оттенок: «веселый», «радостный».

15. Средства художественной выразительности

Отрывок небольшой, но богат разнообразными средствами художественной выразительности.

В представленном отрывке очень много олицетворений: «блистает речка, льдом одета» (не блестит, а именно блистает, как дама на светском балу), «веселый мелькает, вьется первый снег». Складывается стойкое ощущение, будто природа сама радуется вместе с мальчишками.

Для создания выразительного, красочного текста автор использовал множество эпитетов: «радостный народ», «гусь тяжелый», «веселый первый снег».

Кроме того, есть метафоры «нарядней модного паркета», «лоно вод», а также неявное сравнение «звездами падая на брег».

16. Размер, рифма, строфика

Анализируемый отрывок представляет собой часть онегинской строфы без первых четырех стихов.

Соответственно, имеет определенную рифмовку: смежную ААББ, опоясывающую ВГГВ и парную ДД.

Написано четырехстопным ямбом, как и весь роман.

17. Значение произведения

Этот отрывок помогает лучше понять и прочувствовать красоту русской природы, но и не только.

Он необходим роману как лирическое отступление и как характеристика происходящего. Ведь известно, что окружающий пейзаж влияет на поведение и поступки героев, более того, отражает их внутреннее состояние и помогать лучше понять мотивацию персонажей.

18. Актуальность

Лирические отступления романа «Евгений Онегин» настолько талантливо написаны, что передают настроение, заставляют читателя переживать определенные эмоции.

Они будут актуальны всегда, вызывая сильнейший душевный отклик.

19. Моё отношение

Мне очень нравится представленный отрывок: он яркий, выразительный, написан с необычайной любовью к родной природе.

20. Чему учит

Учит любить и чувствовать свою родину, уметь любоваться привычными пейзажами и наслаждаться простотой деревенской жизни.

Источник

Опрятней модного паркета блистает речка льдом одета средства выразительности

Средства выразительности речи

Сравнение это сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на их сходстве. Сравнение может быть выражено:

– при помощи использования союзов (как, словно, точно, будто, как будто, подобно, чем):

Любуюсь вами, как дитя!

– формой творительного падежа: И сеть, ложась на песок тонкой сквозной тенью, шевелится, непрерывно растет новыми кольцами (А.С. Серафимович);

– с помощью слов типа похожий, подобный: Богатые не похожи на нас с вами (Э. Хемингуэй);

– с помощью отрицания:

Чтоб, тебя не видя, умереть.

– сравнительной степенью прилагательного или наречия:

Блистает речка, льдом одета.

Метафора это перенос названия (свойств) одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Это так называемое скрытое (или сокращенное) сравнение, в котором союзы как, как будто, словно … отсутствуют. Например: пышное золото осеннего леса (К.Г. Паустовский).

Разновидностями метафоры являются олицетворение и овеществление.

Олицетворение это изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами, чертами живых существ. Например: И костер, дрожа и колеблясь отсветом, беспокойно взглядывал красными очами на выступавший на секунду из темноты обрыв (А.С. Серафимович).

Овеществление это уподобление живых существ неодушевленным предметам. Например: Передние ряды задерживались, задние становились все гуще, и текучая людская река останавливалась, как в молчании останавливаются шумные воды, прегражденные в русле своем (А.С. Серафимович).

Метонимия это перенос названия с одного предмета на другой на основе ассоциативной смежности этих предметов. Например: Вся гимназия бьется в истерически судорожных рыданиях (А.С. Серафимович).

Синекдоха (разновидность метонимии) – это способность слова называть и целое через его часть, и часть чего-либо через целое. Например: Мелькали черные козырьки, сапоги бутылкой, пиджаки, черные пальто (А.С. Серафимович).

Эпитет это художественное определение, подчеркивающее какой-либо признак (свойство) предмета или явления, являющееся в предложение определением или обстоятельством. Эпитет может быть выражен:

И красные клены вдали.

Последняя кроткая нежность

Притихшей осенней земли.

– существительным: Тучки небесные, вечные странники (М.Ю. Лермонтов);

– наречием: И сладостно шумят полуденные волны (А.С. Пушкин).

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления. Например: Тротуарные вихри мчали самих преследователей так сильно, что они иной раз перегоняли свои головные уборы и приходили в себя только приткнувшись к ногам бронзовой фигуры екатерининского вельможи, стоявшего среди площади (И. Ильф, Е.П. Петров).

Литота – это художественный прием, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или явления. Например: Долго сидят крохотные игрушечные люди под белыми горами у самой воды, а у деда шевелятся сердито брови, шершавые усы (А.С. Серафимович).

Аллегория это иносказательное выражение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Например:

Кормя Зевесова орла,

Громкокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Ирония это иносказание, выражающее насмешку, когда слово или высказывание в контексте речи приобретает значение, прямо противоположное буквальному или ставящее его под сомнение. Например:

Так поди же, попляши!»

Оксюморон— это парадоксальное словосочетание, в котором предмету или явлению приписываются противоречивые (взаимоисключающие) свойства. Например: Дидро был прав, когда говорил, что искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном (К.Г. Паустовский).

Перифраз это замена слова иносказательным описательным выражением. Например: Прямой долг обязывал нас войти в это устрашающее горнило Азии (так автор назвал дымящийся залив Кара-Бугаз) (К.Г. Паустовский).

Антитеза противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов. Например:

Лишь начал сонисчезло сновиденье!

Повтор это неоднократное употребление одних и тех же слов и выражений. Например: Мой друг, мой нежный друглюблютвоятвоя. (А.С. Пушкин).

Разновидностями повтора являются анафора и эпифора.

Анафора (единоначатие) – это повторение начальных слов в смежных строках, строфах, фразах. Например:

Ты полон весь таинственной тоской.

Эпифора это повторение конечных слов в смежных строках, строфах, фразах. Например:

Людей привыкли мы ценить;

Себе мы оба не изменим,

А нам не могут изменить.

Градация это особая группировка однородных членов предложения с постепенным нарастанием (или убыванием) смысловой и эмоциональной значимости. Например:

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Параллелизм это повтор типа смежных предложений или словосочетаний, при котором совпадает, хотя бы частично, и порядок следования слов. Например:

При вас мне грустно,я терплю

Инверсия – это нарушение общепринятого порядка слов в предложении, перестановка частей фразы. Например:

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень

Эллипсис – это пропуск отдельных слов (обычно легко восстанавливаемых в контексте) для придания фразе дополнительного динамизма. Например: Реже и реже перевозил Афиногеныч богомольцев. По целым неделям – никого (А.С. Серафимович).

Парцелляция художественный прием, при котором предложение интонационно делится на отдельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Например: Они даже не взглянули на приведенного, одного из тысяч здесь перебывавших. Обыскали. Произвели измерения. Записали приметы (А.С. Серафимович).

Риторический вопрос (обращение, восклицание) это вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. Его функция – привлечение внимания, усиление впечатления. Например: Что в имени тебе моем? (А.С. Пушкин)

Бессоюзие намеренный пропуск союзов для придания речи динамичности. Например:

Игрою глаз, блестящим разговором …

Многосоюзие это сознательное повторение союзов с целью замедлить речь вынужденными паузами. При этом подчеркивается смысловая значимость каждого выделенного союзом слова. Например:

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

В качестве средств, усиливающих выразительность речи также используются фразеологизмы, синонимы и антонимы.

Фразеологическая единица , или фразеологизм это устойчивое сочетание слов, которое функционирует в речи как неделимое с точки зрения значения и состава выражение: лежать на печи, биться как рыба об лед, ни днем ни ночью.

Синонимы это слова одной и той же части речи, близкие по смыслу. Виды синонимов:

– общеязыковые: смелый – храбрый;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Антонимы это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. Виды антонимов:

– общеязыковые: добрый – злой;

Мне время тлеть, тебе цвести.

Как известно, значение слова точнее всего определяется в контексте речи. Это позволяет, в частности, определять значение многозначных слов, а также разграничивать омонимы (слова одной и той же части речи, совпадающие по звучанию или написанию, но имеющие разные лексические значения: вкусный плод – надежный плот, брак в работе – счастливый брак).

Источник

Читайте также:  Ламинат кайзер гамбург акация g 506
Оцените статью