Потолок для вертолета рекорд

На какой высоте летает вертолет? Максимальная высота полета вертолета

Для геликоптера (вертолет) максимальная высота полета определяется двумя «потолками»: статическим и динамическим. В первом случае речь идет о вертикальном подъеме только с помощью несущего винта. Этот показатель обычно ниже. Во втором случае подъем осуществляется и с помощью винта, и за счет скорости линейного перемещения. В таком случае можно подняться выше.

Вертолет: особенности

У самолета подъемная сила образуется за счет скорости и конфигурации крыла. Совсем иначе поднимается вверх вертолет. Максимальная высота полета редко превышает 3000-3500 м. Для поднятия используется силовая установки и несущий винт. Скорость не сравнима с самолетами, зато вертолет может легко взлетать без разбега, садиться на неподготовленную посадочную полосу, зависать на месте, перемещаться боком.

По инструкции, пилотам запрещается выключать двигатели во время посадки на высотных площадках от 3000 метров. Нормальная работа для большинства вертолетов в штатном режиме возможна до 4,5 км. Выше этого порога воздух становится разреженным и лопастям винтов нужно придавать предельные углы атаки. А это может приводить к нештатным ситуациям.

Разновидности

Для объективного определения показателей необходимо выделять, к какому типу относится вертолет. Максимальная высота полета может быть установлена для четырех подклассов винтокрылых машин, на которые их поделила Международная авиационная федерация (FAI) в соответствии с конструктивными особенностями.

Читайте также:  Натяжной потолок может расплавится

Кроме вертолетов, еще определяют автожиры, у которых основной винт не изменяет угол наклона и используется только для создания подъемной силы. Еще один подкласс – конвертопланы. Их винты вместе с двигателями при взлете направлены вверх, а во время горизонтального полета поворачиваются и работают, как самолетные. Отдельно выделяют подкласс винтокрылов, у которых для создания подъемной силы, кроме основного винта, используются и боковые аэродинамические плоскости на корпусе (крылья).

Еще все геликоптеры разделяют на пять групп в зависимости от взлетной массы: от 500 кг до 4500 кг. Кроме этого, определяют тип назначения: гражданские или военные. Среди них могут выделяться отдельные подклассы в зависимости от специфики использования: транспортные, многоцелевые, поисково-спасательные, пожарные, сельскохозяйственные, вертолеты-краны и прочие.

Вертолет: максимальная высота полета

И статический, и динамический «потолки» имеют предельные показатели. Ограничения вводятся для определения границ, превышение которых может приводить к срыву воздушного потока с лопастей несущего винта. Уверенней винтокрылые машины держатся в воздухе на высотах до 4500 м с определением максимального «потолка» у отдельных машин до 6 км.

Максимальная высота полета вертолета, зафиксированная как абсолютный рекорд, составляет 12442 м. Установил его французский воздухоплаватель Жан Буле. Его Aerospatiale «Лама», относящийся к подклассу «вертолеты», смог преодолеть 12-километровый рубеж в 1972 году. Тот полет мог закончиться фатально, так как на высоте, где температура была ниже – 60 °С, заглох двигатель. Пилоту пришлось установить еще один рекорд – максимальное высотное снижение в режиме самовращения основного винта.

Вертолет «Акула»

Принятая на вооружение двухвинтовая машина с соосным их расположением — Ка-50 — имеет статический потолок, определенный техническими характеристиками на уровне 4000 метров. Максимальная высота полета вертолета «Акула» в динамике может составлять до 5500 метров. Скорость полета в крейсерском режиме – 260 км/час, боком – 80 км/час, задом – до 90 км/час. Высоту набирает в режиме 28 м/с. Способен выполнить полную «мертвую петлю», хоть такой маневр опасен из-за высокой вероятности схлестывания винтов.

Для сравнения максимальная высота полета вертолета Ми-26 составляет 6500 м, а у Ми-28 – 5800 м. Американский Apache АН-64 может подниматься до 6400 м. Модернизированный Ка-52 «Аллигатор», так же, как и «Акула», летает на высоте 5700 м.

Источник

Сколько у вертолета потолков

Для технической характеристики вертолетов специалисты используют термин «потолок».

Что такое потолок

В авиации потолком называют максимальную высоту, которую конкретный летательный аппарат может набрать при определенных условиях. Потолок измеряют и указывают для стандартных погодных условий, которые рассчитываются по параметрам международной стандартной атмосферы.

Международная стандартная атмосфера (МСА) — расчетная модель изменения температуры и плотности воздуха, а также атмосферного давления и кинематической вязкости воздуха с изменением высоты над уровнем моря.

Реальные погодные условия могут отличаться от шкалы МСА. Это приводит к изменению заявленного потолка летательного аппарата. Причину такой ситуации легко понять на примере вертолета.

Способность винтокрылой машины набирать высоту определяется производительностью двигателя и тягой основного винта. Плотность воздуха прямо влияет как на работу силовой установки, так и на эффективность несущего винта. Уменьшение этого показателя снижает реальную мощность двигателя и тягу.

В свою очередь, температура и атмосферное давление влияют на плотность воздуха. Поэтому изменение даже одного из показателей меняет заявленный потолок летательного аппарата.

Какие бывают потолки

Для характеристики возможностей гражданских вертолетов используют теоретический и практический потолок.

Теоретический, или статический, потолок

Это максимальная высота, которую винтокрылая машина может достичь при вертикальном взлете. Данный показатель также называют потолком висения. После достижения теоретического потолка вертолету не хватает мощности двигателя и тяги винта для набора высоты.

Статический потолок характеризует технические возможности вертолета, но на практике не используется. Теоретическая максимальная высота для вертолета Ми-8 равна 3980 м. Это не значит, что пилоты поднимаются почти на 4 км при вертикальном взлете. Для достижения статического потолка двигатель должен работать на пределе возможностей, а лопасти винта ‒ иметь максимальный угол атаки для создания подъемной силы. В такой ситуации существует риск срыва потока и развития внештатной ситуации.

Практический, или динамический, потолок

Это максимальная высота, которую вертолет может набрать во время движения в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной. Этот показатель также называют сервисным потолком. Практический потолок считается показателем высоты, на которой конкретное воздушное судно может летать.

На практике гражданские вертолеты в режиме визуального полета редко достигают практического потолка. Показатель для Airbus H175 составляет 6000 м. На этой высоте летает большая авиация: пассажирские и транспортные лайнеры, военные борты. Вертолеты малой авиации летают на высоте нескольких сотен метров.

Максимальная высота полетов для вертолетов

Француз Жан Буле установил абсолютный рекорд высоты полета на вертолете Aérospatiale SA.315B Lama в 1972 году. Он поднялся на 12 442 метра. Отважному пилоту пришлось сажать винтокрылую машину в режиме авторотации, так как из-за большой нагрузки двигатель отказал.

Есть еще один известный рекорд практического использования вертолета на большой высоте. Французский пилот Дидье Дельсаль посадил вертолет Airbus Helicopters H125 на Эверест на высоте 8850 м.

Обратите внимание на важные детали: практический потолок Aérospatiale SA.315B Lama составляет 5400 метров. Для Airbus H125 этот показатель равен 4600 метров. То есть пилоты Буле и Дельсаль сумели поднять винтокрылые машины гораздо выше заявленных производителем потолков.

Отечественные пилоты также решают практические задачи на экстремальных высотах.

В 2007 году спасатели с риском для жизни на вертолете Ми-8 сняли со скалы на высоте около 5000 м двух альпинистов на Безенгийской стене.

В 80-е годы XX века Ми-8 применялся для доставки грузов на Памирское плато на высоту 6100 м. Воздушные суда не садились, а сбрасывали груз.

В 70-е годы пилоты вертолета Ми-4 эвакуировали тяжелобольного пациента с Памира с высоты 6000 м. Чтобы взлететь, вертолету пришлось совершить разбег по самодельной взлетно-посадочной полосе. Также с борта демонтировали часть оборудования, чтобы уменьшить массу.

Как высоко летают самые популярные коммерческие вертолеты? Вот информация по некоторым типам воздушных судов:

Источник

Какая максимальная высота полета вертолета

Немного истории

Однако к началу XX столетия пальму первенства надолго захватили самолёты. Чтобы «догнать» их и утвердиться вертолётам понадобилось без малого полвека. Все споры о том, кто из них лучше, лишены основания только потому, что эти машины по-разному летают.

Суть вопроса в способе создания необходимой подъёмной силы. Если у самолёта это происходит с помощью крыла, то у вертолёта – благодаря несущим винтам, приводимым в движение поршневым или турбовинтовым двигателем. Основному достоинству самолётов – скорости, вертолёт противопоставляет свои, не менее весомые козыри – способность вертикально взлетать и садиться без традиционного разбега, зависать в воздухе и перемещаться в любом направлении.

Сколько у вертолёта потолков

Первый потолок – статический. Его вертолёт достигает строго вертикально, не совершая горизонтальных перемещений. Второй – динамический. В этом случае набор высоты происходит в процессе полёта по наклонной траектории. Неслучайно, что в разделе технических характеристик вертолёта «потолки» стоят отдельно и численно заметно отличаются друг от друга.

В обоих случаях потолки имеют свои максимальные пределы. Ограничения связаны с опасностью общего срыва воздушного потока с лопастей. Чем выше поднимается вертолёт, тем на большие углы атаки разворачиваются лопасти для создания нужной подъёмной силы. «Висеть» вертолёту предпочтительнее на малых высотах при взлёте, посадке и в особых случаях.

На предельных высотах

В повседневной жизни с такими высотами вертолётчики не имеют дела. Да это и не нужно. Обычно забираться выше 3000 метров им приходится при работе или ведении боевых действий в гористой местности. Существующие инструкции допускают взлёт и посадку с площадок, расположенных не выше 4500 метров, а уже при высоте свыше 3000 метров при посадке лётчикам запрещается выключать двигатели.

У российских вертолётов с высотой всё в порядке. Так многоцелевой транспортник Ми-26 без труда забирается на высоту 6,5 км. У его боевых «собратьев» — Ка-50 и Ка-52 этот показатель равен 5,7 км у Ми-28 – 5,8 км. Не менее достойно выглядит американский АН-64 Apache – 6,4 км.

Источник

Вертолеты-чемпионы: 5 классических рекордов и один не очень

Потолок высоты

Французский пилот Жан Буле в 1972 году установил сразу два рекорда: он поднял свой вертолет Aerospatiale SA.315B Lama на максимальную высоту и совершил самый продолжительный спуск в режиме авторотации. И если первый рекорд был четко спланирован, то второй получился «спонтанным».

Француз рассчитывал преодолеть практический потолок высоты (максимальная высота, которую может набрать вертолет во время движения) Aerospatiale SA.315B Lama — в 5400 м. И он не просто сумел поднять машину на высоту сверх заявленной производителем нормы, он достиг фантастической цифры — 12 442 м. До сих пор побить его рекорд не смог ни один пилот.

Но сажать вертолет Буле пришлось уже в режиме авторотации (со свободно вращающимся винтом) — двигатели машины отказали, не выдержав таких перегрузок. Самое удивительное — и пилот, и транспортное средство вернулись целыми и невредимыми.

Предел скорости

В книге рекордов Гиннесса значатся сразу два зафиксированных рекорда скорости: первый подтвержден Международной авиационной федерацией, а второй — нет.

Так, официальный рекорд скорости вертолета составляет 400,87 км/ч. Установили его Джон Тревор Эггинтон (John Trevor Eggington) и Дерек Дж. Кльюс (Derek J Clews) 11 августа 1986 года в Англии на вертолете Westland Lynx.

Почти 30 лет спустя, в июне 2013 года, пилоту Эрве Жаммэраку удалось разогнать винтокрылую машину до невероятных 472 км/ч. Пока установленный на Eurocopter X3 рекорд остается неподтвержденным Международной федерацией.

Дальше некуда

Рекорд был установлен совсем недавно, 7 декабря 2018 года, на военном аэродроме Лос-Аламитос (Калифорния, США). Дальность полета электрического вертолета — 56,82 км. Прототип разработала компания Tier 1 Engineering, а управление взял на себя пилот Ric Webb.

Кстати, этот электрический вертолет был создан не для гражданских перевозок. Конечная цель — получить федеральное одобрение таких судов для транспортировки жертв несчастных случаев и доставки органов для трансплантации в больницы.

Меньше не бывает

Японский GEN H-4, разработанный компанией «Gen Corporation», получил сертификат Книги рекордов Гиннесса как самый компактный персональный вертолет. 70-килограммовое транспортное средство оборудовано всего одним местом, четырьмя автономными бензиновыми двигателями и двумя четырехметровыми винтами. «Малыш» способен поднять в воздух вес в три раза больше собственного — 210 кг. Управлять мини-вертолетом не так уж и сложно — для выполнения поворота достаточно повернуть рукоять. H-4 разгоняется до 88 км/ч. Топлива в баке хватает максимум на час полета. Есть условие и для пилота — его вес не должен превышать 86 кг.

Русские в небе

В небо над подмосковной Истрой 6 июня 2015 года взмыли 25 вертолетов «Робинсон». Экипаж каждой машины состоял из 2 человек, а во главе всей команды стояли Евгений и Александр Кабановы. Благодаря слаженной работе пилотам удалось построить огромный ромб чуть больше, чем за минуту.

К слову, побить рекорд, установленный до этого итальянцами, не могли на протяжении 10 лет. Тогда, в 2005 году, 16 вертолетов Breda Nardini NH-500-E выстроились в форме цифры «72» и ровным строем пролетели над авиабазой Frosinone.

А слабо повторить?

Существуют десятки «креативных» способов открыть стеклянную бутылку пива: начиная от самого простого — об стол, до самого экстремального — зубами. Но Zhao Yang из Китая пошел своим путем. Он приделал открывашку к вертолету. За три минуты ему удалось таким способом избавиться от крышек на 6 бутылках. Рекорд был зафиксирован в 2015 году.

Казалось бы, это первый и единственный такой испытатель. Но нет. Оказывается, Zhao Yang побил уже существующий рекорд. Он принадлежал Jan Veen — в 2008 году в Германии Jan при помощи своего вертолета открыл 4 бутылки.

Источник

Оцените статью