Потолок казанского собора нарисованный или нет

Придворный храм семьи Романовых. 10 фактов о Казанском соборе

К азанский собор был построен в Петербурге в 1811 году. Он стал настоящим украшением Невского проспекта и почти полвека был самым крупным храмом Петербурга. Представляем 10 интересных фактов о Казанском соборе.

Внеконкурсный проект Андрея Воронихина

Павел I задумал построить новый Казанский собор на месте старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Император устроил конкурс проектов — в нем участвовали архитекторы Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон и Жан Франсуа Тома де Томон. Павел I уже одобрил работу Камерона, когда граф Строганов порекомендовал ему проект молодого архитектора Андрея Воронихина, который не участвовал в конкурсе. Императору его работа понравилась. Воронихина назначили главным архитектором, а Строганова — председателем попечительского совета при строительстве собора.

Рим, Флоренция, Петербург

Павел I хотел, чтобы новое здание напоминало римский собор Святого Петра. Андрей Воронихин спроектировал грандиозную колоннаду, которая перекликалась с проектом итальянского храма. 96 колонн Казанского собора не были расположены по периметру, они распахнулись навстречу Невскому проспекту. Боковая северная сторона храма стала парадной. По плану Воронихина, колоннаду должны были возвести и с южной стороны храма, но позже от этой идеи отказались.

Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу «райских дверей» флорентийского баптистерия — оригинал создал в XV веке скульптор Лоренцо Гиберти. Современники критиковали Воронихина за архитектурные заимствования и даже называли «копиистом».

Читайте также:  Цвет пола потолка дверей

Музей российского природного камня

Казанский собор называют музеем российского природного камня. Главным декоративным материалом стал известковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Пудостский камень, как его называют, был похож на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра. Туф с пористой структурой легко обрабатывался, его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму. Интерьер собора украшали 56 колонн из розового гранита с позолоченными капителями.

Художники и скульпторы

И снаружи, и внутри Казанский собор декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов, работали Федор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.

Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Федор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный — его создал архитектор Константин Тон. На строительстве собора трудились не только именитые мастера: в 1810 году у помещика Теплова за тысячу рублей купили крепостного художника Тараса Иванова.

Храмовый музей Отечественной войны 1812 года

Казанский собор был торжественно открыт за год до Отечественной войны 1812 года. Перед отъездом в действующую армию службу в храме посетил Михаил Кутузов, которого только что назначили главнокомандующим. После войны в Казанский собор доставляли трофеи — военные знамена и штандарты, ключи от взятых городов и крепостей, маршальский жезл французского полководца Луи-Николя Даву.

В 1813 году в храме похоронили Михаила Кутузова, умершего от простуды. Решетку и надгробную плиту для его могилы изготовили по рисункам Андрея Воронихина.

В 1837 году в России отмечали 25-ю годовщину победы над Наполеоном. На площади перед собором установили памятники фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли.

Храм дома Романовых

Церковь Рождества Богородицы была придворным храмом дома Романовых. Здесь хранился список иконы Казанской Божией Матери — она считалась покровительницей династии. Когда возвели Казанский собор, он унаследовал и святыню, и роль придворного храма. Здесь венчались все члены царской семьи, здесь служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II, здесь праздновали 300-летие дома Романовых.

В ризнице собора хранились подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

Главная соборная святыня

Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. В соборе хранится ее список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I лично распорядился доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.

После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.

Благотворительный центр

В XIX веке в Казанском соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета, храм был известным благотворительным центром. В годы Первой мировой войны здесь собирали продовольствие и теплые вещи для отправки на фронт, открыли один из первых в России лазарет на деньги прихожан и церковные средства. Он находился под покровительством императрицы Александры Федоровны. В самом храме ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.

Музей истории религии и атеизма

В 1932 году Казанский собор закрыли. На куполе храма вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили между городскими музеями. Внутри собора разместился Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований. Здесь можно было увидеть коллекцию православных икон XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, ритуальные предметы и самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению.

Мощи на чердаке

На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святых, которые хранились в храме. Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского. Лишь в 1991 году святыни вернули в храм, а мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.

Источник

Альтернативная история. Загадки Казанского Собора

История Казанского собора в Санкт-Петербурге таит в себе несколько загадок.

С точки зрения официальной истории всё, вроде бы понятно. В 18 веке на этом месте стояла церковь Рождества Богородицы. Она обветшала. Павлу I, во время путешествия в Ватикан, понравился собор Святого Петра и он повелел построить в Петербурге подобный храм. Собор строили с 1801 по 1811 год. Обо всём этом можно прочитать в огромном количестве источников.

Однако, ряд независимых исследователей, придерживающихся альтернативной точки зрения на историю и её хронологию, отмечают несколько, вопиющих, по их мнению, противоречий в облике и истории строительства Казанского собора. Не растекаясь мыслью, сразу перечислим некоторые из наиболее часто упоминаемых «альтернативщиками» противоречий.

Как известно, собор строили с 1801 по 1811 год. Однако, в Пушкинском музее хранится рисунок шведского художника Бенжамина Патерсена, с изображением Казанского собора, датируемый 1800 годом. При этом, существует другой рисунок, того же Патерсена, на котором также изображен Казанский собор (именно точно так же, как на рисунке 1800 года) – этот рисунок, в издании, где он опубликован, называется «Вид Казанского Собора в 1821 году. С рисунка Патерсена»:

В Википедии посчитали непротиворечивым подписать рисунок 1821 года так: «Казанский собор, 1821 год (с рисунка Патерсена около 1800 г.)». Какая прелесть… Да, кстати, сам Патерсен умер в 1815 году. Налицо явная путаница, возникшая, вероятнее всего, еще в 19 веке при подготовке к печати изображения 1821 года или при учете хранителем рисунка в Пушкинском музее. Однако, некоторые официальные историки проявляют себя достойными противниками альтернативщиков, не найдя ничего лучше, как объяснить этот казус тем, что Патерсен создал свой рисунок в 1800 году, еще до строительства Собора, по проекту. На это альтернативщики глумливо возражают, что для того, чтобы в 1821 году покойный с 1815 года Патерсен смог нарисовать такой же вид собора, как в 1800 году, потребовалось снова доставить на Невский всех, кто был изображен в 1800 году и также их расставить. Не удалось доставить только двух офицеров в панталонах и их дам. Наверно погибли в 1812 году…

С точки зрения автора, в путанице с датами нет конспирологии, это именно путаница. Об этом можно судить по одной делали на этих рисунках — башне Городской думы, которая начала строиться в 1799 году и была закончена в 1804. То есть, в 1800 её еще не было в окончательном виде. Поэтому, либо Патерсен рисовал вид Казанского собора после 1804 года, либо и башню Думы он рисовал тоже «по проекту».

Еще одним таинственным артефактом считают обелиск, стоящий перед Собором, подобно обелиску в Ватикане. Он изображен на рисунках Патерсена и на многих других, например, у художника Морне:

В его «исчезновении» нет ничего таинственного – обелиск разобрали перед тем, как в 1837 году перед Собором установили памятники Кутузову и Барклаю де Толли.

Очередную странность можно обнаружить на сайте Казанского собора, в разделе, где описывается его история, а именно предшественница Собора – церковь Рождества Богородицы. Её описания и объяснение причины сноса содержат нестыковки и противоречия. На сайте Собора рассказывается, что церковь Рождества Богородицы была не рядовой, в ней венчались коронованные особы со времен Анны Леопольдовны до Павла I, сенат и синод присягали Екатерине II. Церковь была щедро одариваема царствующими особами. Это был каменный храм, вмещавший много людей. Посмотрите на рисунок с сайта Собора, изображающий внутреннее пространство церкви — предшественницы:

Впечатление такое, что оно больше, чем у нынешнего Казанского собора – люди на фоне колонн кажутся более мелкими, чем сегодня:

И про этот каменный собор, одариваемый императорскими особами, на сайте Казанского собора пишут, что его решили разобрать, так как он обветшал? Почему он обветшал за 50 лет? Почему за 200 лет не обветшал сам Казанский собор? Почему не обветшал Петропавловский собор или Собор Святого Петра за 500 лет?

Следующая странность Казанского собора связывается с тем, что он не только не православный по архитектуре, но и имеет на фасаде нехристианские символы:

Это что значит? Какой веры собор? Ни до этого, ни в сегодняшние дни, православные храмы так не выглядят:

Хотя, такие архитектурные решения, объясняются тогдашней модой, волей заказчика, а также влиянием на автора проекта — Воронихина, его покровителя – президента Академии художеств, графа Строганова, бывшего по совместительству главой российских масонов.

Из всех вышеперечисленных фактов, обстоятельств и предположений, приверженцы альтернативной истории делают вывод, что Казанский Собор был построен существенно раньше начала 19 века и официальные власти, выдавая древнее здание за творение Воронихина, пытаются скрыть некую правду. Мы же, с большим удовольствием посмотрели бы на действительные следы предшествовавшей древней цивилизации, но полагаем, что найденных фактов не достаточно для утверждений о том, что многие исторические здания, построены кем-то, кроме известных нам архитекторов.

Ну и, под конец, в качестве «вишенки на торт» еще одна, с позволения сказать, история, в жанре городского фольклора, связанная с памятником Барклаю де Толли, установленному возле Собора.

Она, эта история, является прекрасной иллюстрацией того, как акцентированное на собственных желаниях сознание, безошибочно выберет из множества картин действительности, свою, наиболее соответствующую заветным чаяниям.

Некие пошляки, сразу после открытия памятника, обратили внимание на то, что маршальский жезл, который Барклай держит на уровне чуть ниже пояса, с определенных ракурсов создает впечатление, что статуя изображает акт рукоблудия. Примерно так:

В качестве причин такого кощунства называли некую тяжкую обиду, которую военачальник нанес то ли скульптору Орловскому, то ли его сестре. Также высказывалась мысль, что это происки масонов, имевших отношение к строительству собора и вознамерившихся опорочить полководца. Эта история часто рассказывается по поводу и без повода, в том числе, и на некоторых каналах Дзена.

Обращает на себя внимание то истеричное подпрыгивание до потолка и визги, которые устраивают при упоминании этой байки некоторые интеллигенты, гордо заявляющие, что всю жизнь прожили в Ленинграде и ничего такого никогда не слышали. Словно эта история придумана сейчас, а не почти двести лет назад. Вы уж простите авторов байки, насмешников — кадетов и пошляков-гусар, они не знали, что ленинградцы будут судить их так строго, строже, чем сам государь Николай Павлович. А легенда эта, скорее всего, не имеющая реальных оснований, жила и живет. Родственник автора, например, впервые её услышал в 1970-х годах, когда с друзьями-студентами сидел на скамейке у Казанского после посещения ближайшего пивбара «Очки». На соседней скамейке сидела бодрая старушка, похожая на старуху Шапокляк, в фетровой шляпке а-ля 20-е годы и, видя, что молодые люди изрядно навеселе, рассказала им эту историю. Сказала, что они, еще до революции, будучи гимназистками, бегали с подружками смотреть на памятник с особого места… Видимо, она всё еще была петербурженкой.

А Вы видите какие-либо противоречия и странности в истории Казанского собора, или это традиционный православный храм и масоны не имеют к нему никакого отношения?

Источник

Что означают многочисленные масонские символы в Казанском соборе?

Зайдите в Казанский собор и Вы увидите над многими иконами всевидящее око, как на долларе, вписанное в масонский треугольник. Такой же символ на фоне символических золотых лучей украшает и фронтон собора.

Если набрать в поисковике запрос о масонских символах в Казанском соборе, то в выдаче можно, на выбор, найти всевозможные ответы — от адекватных до фантастических. Но если тот же запрос набрать в Ютубе, то на первых позициях окажется редчайшая дичь, причем, подаваемая с какой-то агрессивной самоуверенностью. Там и про древнегреческие храмы, и про участие в строительстве внеземных цивилизаций, и про невозможность сделать такие колонны, даже на современном техническом уровне. Ну и про масонские символы, изобильно украшающие собор.

Как это бывает в большинстве случаев, «необъяснимые явления», для объяснения которых «исследователи» используют хитровыдуманные гипотезы, имеют достаточно простое объяснение, оказывающееся самым правильным.

Масонские символы в виде треугольника с глазом, оказываются не масонскими, а, изначально, самыми, что ни на есть, христианскими. Треугольник символизирует Божественную Троицу, глаз — Всевидящее Око Божье, лучи — неприступную Славу Божью. В православии эти символы появились еще в Византии, а в христианство, как и многие другие символы пришли из Древнего Египта. В России получили распространение с середины 18 века.

Действительно, эту символику переняли и активно использовали масоны, называя глаз в треугольнике — «Лучезарная дельта». Но масоны — не дьявольские нехристи, это, можно сказать, тайное наднациональное общество, в которое входили люди разных христианских конфессий. Целью масонов никогда не была борьба с христианством, у них были другие цели. И к этому собору масоны имеют самое непосредственное отношение, о чем всем изначально известно.

Собор построен по повелению масона Павла I. По проекту масона Андрея Воронихина, который был незаконнорожденным сыном масона графа Строганова. Именно граф Строганов — масон высокого посвящения, один из основателей ложи Великий Восток, настоял на принятии именно проекта Воронихина и сделал так, чтобы образцом для проекта стал собор Святого Петра в Риме. При масоне Александре I Казанский собор был освящен. В соборе по масонскому обычаю (который соответствует христианским, но не православным канонам) похоронен известный масон М.И. Кутузов. Правда, через несколько лет над могилой Кутузова отслужили православную панихиду, а масон Александр I в 1822 году запретил масонство в России.

При этом, при строительстве собора не только не использовались силы внеземных цивилизаций, но и даже заграничные специалисты и материалы. Масон Строганов настоял на том, чтобы собор строился по проекту русского архитектора, целиком и исключительно из отечественных материалов.

Источник

Оцените статью