Потолок в школе. Требования и нормы
Делать ли подвесные потолки в школе? Можно ли установить потолок в образовательной организации? Эти вопросы возникают при необходимости сделать ремонт в школе и при этом решить проблемы с акустикой. И часто возникают сомнения по поводу можно или нет.
Нормы и правила для потолков и всё, что с ними может быть связано
Основные правила и нормы для использования подвесного потолка в образовательных учреждениях прописаны в СНиПах и СанПинах и других «пинах». Люди писали их авторитетные, с главной задачей – обеспечить безопасность нахождения в помещениях.
Пояснение. Что такое СанПиН, СП и СНиП? Всё это аббревиатуры.
СаНПиН — Санитарные Нормы и Правила. Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Контроль за выполнением санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и его территориальными органами.
СП — Свод Правил
СНиП — Стрительные Нормы и Правила
Санитарные требования к потолкам в образовательных организациях
Из СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» после редакции в 2015 г:
Пункт 4.28. Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных организациях, при условии соблюдения кратности воздухообмена.
Основные изменения коснулись высоты потолков и все цифры, связанные с размерами заменили на «..при условии соблюдения кратности воздухообмена».
Значения кратности воздухообмена зафиксированы в своде правил СП 118.13330.2012, актуализированной версии СНиПа 31-06-2009.
Важный документ для обоснования установки подвесного потолка в образовательных организациях – пожарные требования к помещениям и использования материалов отделки.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет возможности применения отделочных материалов в зависимости от показателей оценки и класса пожарной опасности.
Классы пожарной оопасности строительных материалов:
Перечень необходимых показателей для отделочных материалов:
Согласно техническому регламенту статье 32 «Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности», здания образовательных организаций имеет обозначение Ф4 и следующие подпункты:
Ф4 — здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе:
а) Ф4.1 — здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;
б) Ф4.2 — здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
Нормативные требования и правила запрета на монтаж подвесных потолков не накладывают. Но строго регламентируют использование отделочных материалов для потолка только безопасных при пожарах и безвредных для здоровья.
Шум в школе. Акустические требования
Самая сложная проблема – шум, гул, плохая разборчивость речи, плохая слышимость в школьных кабинетах.
Нормы акустических параметров прописаны в своде правил СП 51.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 23-03-2003).
Из этого документа необходимо учитывать нормативные показатели уровня допустимого шума в помещениях при создании подвесных потолков в школах и других образовательных организациях.
Один из важных пунктов, подтверждающий возможность и необходимость использования конструкций с материалами, изменяющими уровень шума и улучшать акустический комфорт с помощью акустических конструкций:
4.3 В общем случае мероприятия по защите от шума должны предусматривать:
г) в помещениях, требующих специального акустического благоустройства и создания оптимальных условий для восприятия аудиоинформации (аудитории, зрительные залы театров, кинотеатров, дворцов культуры, спортивные залы, залы ожидания и операционные залы железнодорожных, автомобильных и аэровокзалов):
рациональное объемно-планировочное решение зала (аудитории);
применение:
ограждающих конструкций, обеспечивающих требуемую звукоизоляцию от внутренних и внешних источников шума;
звукопоглощающих материалов и конструкций;
звукоотражающих и звукорассеивающих конструкций; глушителей шума в системах принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха.
Освещение в образовательных организациях
Какое осветительное оборудование установить и сколько светильников понадобится, рассчитывается из норм, прописанных в СНиПе «Гигиенические требование к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
Основной источник света в образовательных учреждениях – естественное освещение. Но по опыту известно, что в осенний и зимний период времени света из окон не достаточно и требуется дополнительное освещение. И основной показатель при расчетах освещения является КЕО – коэффициент естественной освещенности.
2.3.3. При одностороннем боковом освещении помещений школ, школ-интернатов, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений нормируемое значение КЕО должно быть обеспечено:
а) в учебных и учебно-производственных помещениях — в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
б) в остальных помещениях — в расчетной точке, расположенной в геометрическом центре помещения на рабочей поверхности.
И пункт, определяющий довольно широкий диапазон уровня цветовой температуры:
3.1.5. Для общего и местного искусственного освещения следует использовать источники света с цветовой коррелированной температурой от 2400°К до 6800°К.
Шкала цветовой температуры:
Светотехнические требования к осветительным приборам с подробными методами расчета величин и таблицами зафиксирован ГОСТом Р 54350-2015. Используйте этот документ как дополнительный материал для особо требовательных клиентов.
Монтаж подвесного потолка в школе
Использование подвесного потолка в образовательных учреждениях не запрещено законом и даже в некоторых пунктах прямо прописана возможность и необходимость установки акустических конструкций.
Остаётся последний пункт – монтаж конструкции подвесного потолка в школах и других образовательных организациях. В монтажных работах ключевой момент – человеческий фактор. Максимально исключить риски и «настроения» монтажников помогает выбор проверенных подрядчиков, рекомендуемых производителями подвесных систем.
И для справки, ещё один документ – Инструкция по технологии монтажа и отделке подвесных потолков индустриальными методами ВСН 28-95 (ведомственные строительные нормы). Этот документ издан в 1995 году и до сих пор является действующим.
Производители подвесных потолочных систем проводят испытания конструкций и все составляющие проходят сертификацию и подтверждение соблюдения норм и требований, установленных на территории Российской Федерации. При монтаже потолков следует точно следовать инструкциям и рекомендациям производителя подвесного потолка, соблюдая основные правила техники безопасности.
Основной вопрос с возможностью применения потолков решен. Теперь главное выбрать тот, который решит основные проблемы.
Частые вопросы
Вопросы:
- Какая минимальная высота учебных помещений
- Какая высота потолка в школе по санпину
- Какие нормы высоты потолка в школе
- Какая высота потолка в колледжах и училищах
Ответ: Вот что говорит свод правил СП-118.13330.2012 Общественные здания и сооружения.
«Во вновь проектируемых общеобразовательных организациях высота учебных помещений от пола до потолка должна быть не менее 3,3 м, а для зданий общеобразовательных организаций вместимостью не более 300 учащихся или размещаемых в климатической зоне I — не менее 3,0 м. Высота коридоров учебных зданий, оборудованных подвесными потолками, должна быть в чистоте не менее 2,6 м.
Высоту помещений, встраиваемых в дома жилые многоквартирные: объектов общественного назначения общей вместимостью до 40 человек; предприятий розничной торговли торговой площадью до 250 м ; дошкольных образовательных организаций (ДОО) допускается принимать по высоте этажа жилого здания, куда они встраиваются. В зданиях, капитально ремонтируемых и приспосабливаемых для ДОО, высота помещений принимается по высоте этажа жилого дома и более.
Высоту помещений в чистоте не менее 2,7 м следует принимать: в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях (в климатическом подрайоне IA); в административных и служебных помещениях; в общежитиях и домах-интернатах.
Высоту помещений, определяемую функциональными процессами, следует устанавливать по соответствующим технологическим нормам и требованиям.
В коридорах и помещениях вспомогательного по отношению к функциональным процессам назначения допускается уменьшение высоты, до 2,2 м; в холлах для посетителей — не ниже 2,4 м.»
При проектировании зданий и помещений образовательных организаций пользуйтесь Сводом Правил
Вопрос: Можно ли натяжные потолки в школе. Можно ли использовать гипсокартон в школе для потолков.
Ответ: Можно, если отделочные материалы соответствуют требованиям и нормам пожарной безопасности и есть подтверждающие сертификаты.
Вопрос: Можно использовать потолки Армстронг в школе.
Ответ: Можно, а во многих случаях использование акустических потолков Армстронг необходимо для уменьшения уровня шума в помещениях школ. Выше, в данной статье, есть ответ. Подвесные потолки производства Armstrong, Rockfon, AMFKnauf имеют подтверждающие документы и соответствуют российским требованиям.
Все использ ованные в статье документы на момент написания данной статьи являются действующими, с поправками и и ссылками на дополнительные документы.
Источник
Потолок школьный актовый зал
Школа № 508
дизайн помещения актового зала
- нехватка аудиторий для изучения IT;
- необходимость переоборудовать помещение бывшего актового зала в полифункциональное пространство.
- спроектировать трансформируемое многофункциональное образовательное пространство;
- выделить в пространстве 2 основные зоны: учебный класс и лекционную аудиторию;
- сохранить сцену актового зала, сделав её более компактной;
- использовать в дизайн-проекте мобильную мебель;
- при проектировании учесть особенности потолка с вентиляционными системами.
- отделить лекционную зону от основного пространства с помощью раздвижной перегородки с маркерным покрытием;
- использовать в проекте складную, штабелируемую и передвижную мебель;
- демонтировать существующую сцену и установить меньшую конструкцию из усиленной фанеры;
- на потолках разместить акустические панели для улучшения акустических условий;
- в нишах оборудовать места для отдыха;
- использовать реечный и перфорированный потолки для сохранения вентиляционных систем.
Фото до проектирования
Визуальная идея
Поскольку помещение бывшего актового зала переоборудовали в образовательное пространство для проведения IT-уроков, то визуальный образ интерьера должен был отражать и поддерживать технологичность и современность пространства. По этой причине основой проекта стал техно-дизайн , который отражает современное видение пространства для обучения программированию и компьютерным технологиям. Основные составляющие визуальной идеи — отражающие и металлизированные поверхности, а также активное применение в интерьере серых оттенков как максимально близких металлическим элементам.
К серым оттенкам и отражающим поверхностям дизайнеры добавили фирменные цвета школы: голубой и оранжевый. Эти яркие оттенки стали акцентными и привнесли в пространство чувство корпоративной принадлежности. Больше всего в пространстве белого цвета, благодаря чему помещение кажется просторнее и светлее, в то время как корпоративные голубой и оранжевый тона управляют вниманием и отвлекают от небольшой площади зала.
Зонирование
Зона лекционных занятий
Эту зону дизайнеры отделили от общего пространства при помощи раздвижных перегородок , одна из которых глухая, а другая из прозрачного стекла. При необходимости провести уединённое занятие перегородки легко обособляют эту часть зала и превращают её в небольшую аудиторию.
При открытой перегородке лекционная зона визуально выделяется среди остальных частей помещения благодаря акцентной стене из голубых МДФ-панелей. Это помогает быстрее сориентироваться в пространстве, приводит актовый зал к единству и гармонии.
При проведении занятий в лекционной аудитории насыщенный цвет стены не отвлекает учеников от изучаемого материала, поскольку стена располагается за спинами учащихся.
Источник