- Какая максимальная высота полета вертолета
- Немного истории
- Сколько у вертолёта потолков
- На предельных высотах
- Сколько у вертолета потолков
- Что такое потолок
- Какие бывают потолки
- Теоретический, или статический, потолок
- Практический, или динамический, потолок
- Максимальная высота полетов для вертолетов
- Почему вертолеты не могут летать на больших высотах?
- На какую максимальную высоту может подняться вертолёт? (3 фото)
- Рекорд высоты на вертолете: выше самолетов (Жан Буле, 1972)
- Жан Буле
- Полет
Какая максимальная высота полета вертолета
Немного истории
Однако к началу XX столетия пальму первенства надолго захватили самолёты. Чтобы «догнать» их и утвердиться вертолётам понадобилось без малого полвека. Все споры о том, кто из них лучше, лишены основания только потому, что эти машины по-разному летают.
Суть вопроса в способе создания необходимой подъёмной силы. Если у самолёта это происходит с помощью крыла, то у вертолёта – благодаря несущим винтам, приводимым в движение поршневым или турбовинтовым двигателем. Основному достоинству самолётов – скорости, вертолёт противопоставляет свои, не менее весомые козыри – способность вертикально взлетать и садиться без традиционного разбега, зависать в воздухе и перемещаться в любом направлении.
Сколько у вертолёта потолков
Первый потолок – статический. Его вертолёт достигает строго вертикально, не совершая горизонтальных перемещений. Второй – динамический. В этом случае набор высоты происходит в процессе полёта по наклонной траектории. Неслучайно, что в разделе технических характеристик вертолёта «потолки» стоят отдельно и численно заметно отличаются друг от друга.
В обоих случаях потолки имеют свои максимальные пределы. Ограничения связаны с опасностью общего срыва воздушного потока с лопастей. Чем выше поднимается вертолёт, тем на большие углы атаки разворачиваются лопасти для создания нужной подъёмной силы. «Висеть» вертолёту предпочтительнее на малых высотах при взлёте, посадке и в особых случаях.
На предельных высотах
В повседневной жизни с такими высотами вертолётчики не имеют дела. Да это и не нужно. Обычно забираться выше 3000 метров им приходится при работе или ведении боевых действий в гористой местности. Существующие инструкции допускают взлёт и посадку с площадок, расположенных не выше 4500 метров, а уже при высоте свыше 3000 метров при посадке лётчикам запрещается выключать двигатели.
У российских вертолётов с высотой всё в порядке. Так многоцелевой транспортник Ми-26 без труда забирается на высоту 6,5 км. У его боевых «собратьев» — Ка-50 и Ка-52 этот показатель равен 5,7 км у Ми-28 – 5,8 км. Не менее достойно выглядит американский АН-64 Apache – 6,4 км.
Источник
Сколько у вертолета потолков
Для технической характеристики вертолетов специалисты используют термин «потолок».
Что такое потолок
В авиации потолком называют максимальную высоту, которую конкретный летательный аппарат может набрать при определенных условиях. Потолок измеряют и указывают для стандартных погодных условий, которые рассчитываются по параметрам международной стандартной атмосферы.
Международная стандартная атмосфера (МСА) — расчетная модель изменения температуры и плотности воздуха, а также атмосферного давления и кинематической вязкости воздуха с изменением высоты над уровнем моря.
Реальные погодные условия могут отличаться от шкалы МСА. Это приводит к изменению заявленного потолка летательного аппарата. Причину такой ситуации легко понять на примере вертолета.
Способность винтокрылой машины набирать высоту определяется производительностью двигателя и тягой основного винта. Плотность воздуха прямо влияет как на работу силовой установки, так и на эффективность несущего винта. Уменьшение этого показателя снижает реальную мощность двигателя и тягу.
В свою очередь, температура и атмосферное давление влияют на плотность воздуха. Поэтому изменение даже одного из показателей меняет заявленный потолок летательного аппарата.
Какие бывают потолки
Для характеристики возможностей гражданских вертолетов используют теоретический и практический потолок.
Теоретический, или статический, потолок
Это максимальная высота, которую винтокрылая машина может достичь при вертикальном взлете. Данный показатель также называют потолком висения. После достижения теоретического потолка вертолету не хватает мощности двигателя и тяги винта для набора высоты.
Статический потолок характеризует технические возможности вертолета, но на практике не используется. Теоретическая максимальная высота для вертолета Ми-8 равна 3980 м. Это не значит, что пилоты поднимаются почти на 4 км при вертикальном взлете. Для достижения статического потолка двигатель должен работать на пределе возможностей, а лопасти винта ‒ иметь максимальный угол атаки для создания подъемной силы. В такой ситуации существует риск срыва потока и развития внештатной ситуации.
Практический, или динамический, потолок
Это максимальная высота, которую вертолет может набрать во время движения в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной. Этот показатель также называют сервисным потолком. Практический потолок считается показателем высоты, на которой конкретное воздушное судно может летать.
На практике гражданские вертолеты в режиме визуального полета редко достигают практического потолка. Показатель для Airbus H175 составляет 6000 м. На этой высоте летает большая авиация: пассажирские и транспортные лайнеры, военные борты. Вертолеты малой авиации летают на высоте нескольких сотен метров.
Максимальная высота полетов для вертолетов
Француз Жан Буле установил абсолютный рекорд высоты полета на вертолете Aérospatiale SA.315B Lama в 1972 году. Он поднялся на 12 442 метра. Отважному пилоту пришлось сажать винтокрылую машину в режиме авторотации, так как из-за большой нагрузки двигатель отказал.
Есть еще один известный рекорд практического использования вертолета на большой высоте. Французский пилот Дидье Дельсаль посадил вертолет Airbus Helicopters H125 на Эверест на высоте 8850 м.
Обратите внимание на важные детали: практический потолок Aérospatiale SA.315B Lama составляет 5400 метров. Для Airbus H125 этот показатель равен 4600 метров. То есть пилоты Буле и Дельсаль сумели поднять винтокрылые машины гораздо выше заявленных производителем потолков.
Отечественные пилоты также решают практические задачи на экстремальных высотах.
В 2007 году спасатели с риском для жизни на вертолете Ми-8 сняли со скалы на высоте около 5000 м двух альпинистов на Безенгийской стене.
В 80-е годы XX века Ми-8 применялся для доставки грузов на Памирское плато на высоту 6100 м. Воздушные суда не садились, а сбрасывали груз.
В 70-е годы пилоты вертолета Ми-4 эвакуировали тяжелобольного пациента с Памира с высоты 6000 м. Чтобы взлететь, вертолету пришлось совершить разбег по самодельной взлетно-посадочной полосе. Также с борта демонтировали часть оборудования, чтобы уменьшить массу.
Как высоко летают самые популярные коммерческие вертолеты? Вот информация по некоторым типам воздушных судов:
Источник
Почему вертолеты не могут летать на больших высотах?
Среди летательных аппаратов, применяемых в наше время, на 2 месте (а кое-кто ставит и на 1 место) по важности находятся вертолеты (геликоптеры). Если с пониманием меньшей грузоподъемности у простых людей вопросов не возникает (практически все вертолеты банально меньше средних самолетов), то с высотой полета возникают вопросы. Многим интересно, каков потолок высоты полета вертолетов, и с чем он связан.
Принцип полета самолетов связан с подъемной силой крыла, что становится понятно, если вспомнить о планерах. Винт или реактивный двигатель создают дополнительную подъемную силу, и дает возможность разгона до больших скоростей.
У вертолетов крыльев нет (в статье не идет речь об автожирах, у которых есть самолетный двигатель и винт, а лопасти вертолетного винта работают в режиме авторотации), так что ни о какой подъемной силе крыльев говорить не приходится.
Вертолет набирает высоту благодаря опоре на воздушную подушку, создаваемую быстро вращающимися лопастями основного винта. Однако с набором высоты плотность воздуха уменьшается. Следовательно, уменьшается и плотность поддерживающей винтокрылую машину воздушной подушки.
Преодолеть затруднение с подъемом можно, увеличивая скорость вращения лопастей винта. Но это увеличение не безгранично, может наступить момент, когда вращающиеся лопасти оторвутся от вертолета под действием центробежной силы.
А вот с современным самолетом и тем более с ракетой таких проблем нет. Хотя для самолета подъемная сила крыла чрезвычайно важна, но он может лететь и практически вертикально вверх, используя только принцип реактивного движения (точно так, как летит ракета).
Так что становится понятным полет самолета на больших высотах, чем вертолет.
Что же касается предельной высоты полета вертолета (потолка), то их у летательного аппарата целых 2. Различают статический потолок, то есть высоту, которую вертолет способен набрать только за счет своего винта поднимаясь строго вертикально вверх. У обычных геликоптеров она находится в пределах 2-4 км. У военных машин несколько выше.
Есть еще динамический потолок, то есть высота достигаемая после разгона в горизонтальной плоскости. Этот потолок колеблется для обычных вертолетов в пределах от 4 до 6 км. Такой подъем достигается за счет преобразования кинетической энергии в потенциальную. Кинетическая энергия зависит от квадрата скорости тела, а потенциальная — от его высоты над землей. Несложно установить, чем сильнее разгонится вертолет, тем выше он может подняться. Такой прием преобразования скорости разгона в высоту называется в авиации «горкой».
Военные вертолеты вполне способны при динамическом наборе высоты подняться на 7-8 км. Есть прецедент в посадке вертолета даже на Эверест. Правда спасать экспедиции альпинистов в Гималаях с помощью вертолетов мало кому в голову придет — но тут все дело в сильных ветрах, которые могут ударить летательное судно о скалы.
Максимальная высота, на которую смог подняться вертолет составляет 12 442 м. Эта высота была достигнута в 1972 году французским пилотом Жаном Буле. Повторить рекордную попытку никто не решается, потому что полет французского летчика едва не завершился трагедией. На рекордной высоте у геликоптера отказал двигатель. Вертолет конечно не камень, он не падает отвесно.
Лопасти винта вертолета Aérospatiale SA.315B Lama продолжали вращаться и Буле смог посадить машину в режиме авторотации. Если бы он летал на автожире, то подобное действие никого бы не удивило, но повторить подобный трюк, с учетом огромной высоты, желающих пока не находится из-за смертельной опасности.
Источник
На какую максимальную высоту может подняться вертолёт? (3 фото)
Вертолётом принято называть винтокрылый летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, у которого подъёмная и движущая силы на всех этапах полёта создаются одним или несколькими несущими винтами с приводом от одного или нескольких двигателей. Главным его достоинством является способность совершать взлёт и посадку по вертикали — вертолёт может взлететь и приземлиться в любом месте, где есть ровная площадка размером в полтора диаметра винта.
Кроме того, сильной стороной вертолёта является манёвренность: они способны к зависанию в воздухе и даже к полёту задом наперёд. Кроме того, винтокрылые машины могут перевозить груз на внешней подвеске, даже весьма громоздкий, а также выполнять монтажные работы. Основные недостатки, присущие всей винтокрылой технике, это значительно меньшая скорость полёта и повышенный удельный расход топлива.
Также к недостаткам вертолётов можно отнести и сложность в управлении. У вертолётов с реактивным приводом несущего винта резко усложняется посадка на авторотации, так как при отключении двигателей большое лобовое сопротивление гондол двигателей быстро замедляет вращение несущего винта, а также высокий шум и большая заметность от факелов двигателей.
Но на какую высоту может забраться вертолёт?
Действующий с 1972 года рекорд принадлежит французскому вертолёту Aerospatiale SA 315B Lama, разработанному для высокогорных районов Индии и Непала — 12 442 метров! Правда, в ходе полёта двигатель заглох и пилот поневоле поставил еще один рекорд — самый продолжительный спуск на вертолёте в режиме авторотации.
Источник
Рекорд высоты на вертолете: выше самолетов (Жан Буле, 1972)
Вообще-то винтокрылые машины не предназначены для полетов на больших высотах. Типичная высота полета большинства гражданских вертолетов – не более двух-трех километров. Это объясняется их конструктивными особенностями.
Вертолет имеет два потолка. Первый – статический, которого вертолет может достигнуть путем только вертикального перемещения (с нулевой горизонтальной скоростью). Второй потолок – динамический, когда высота набирается по наклонной траектории. Численно эти потолки могут отличаться очень сильно.
Но специально сконструированные вертолеты могут подниматься в воздухе достаточно высоко. Так, например, французская компания Аэроспасьяль в 1969 году начала разработку вертолета SA.315B Lama – по заказу военно-воздушных сил Индии для работы в высокогорных районах Гималаев. Практический потолок этого вертолета составил 4000 метров. Но именно на этом вертолете в 1972 году был поставлен рекорд высоты, не побитый до сих пор.
Жан Буле
Француз Жан Буле родился в 1920 году недалеко от Парижа. Мечтая стать пилотом ВВС Франции, он получил соответствующую профессиональную подготовку в США, и за последующие годы стал одним из величайших пионеров в истории летных испытаний вертолетов. За свою долгую жизнь он поставил на вертолете множество различных рекордов – по расстоянию, скорости и высоте подъема.
21 июня 1972 года Жан Буле сел в свой вертолет SA.315B Lama, специально подготовленный для установления рекорда: в целях уменьшения веса из него было демонтировано всё лишнее оборудование, убраны дополнительные кресла, была снята даже защита с рулевого винта. Стандартный топливный бак был заменен на маленький, вмещающий всего 100 литров топлива. Механики модифицировали двигатель, добившись увеличение числа оборотов на 6%. После запуска двигателя из вертолета был сразу убран аккумулятор и стартер – для еще большего облегчения веса. Надев кислородную маску, Буле оторвался от земли.
Полет
. В течении всего 12 минут Буле смог набрать гигантскую высоту – 12442 метров, практически по километру в минуту. Чем большую высоту набирает машина, тем больший угол атаки должна иметь лопасть для поддержания подъемной силы. Поэтому большая высота для вертолета всегда чревата срывом воздушного потока с лопасти. Буле вплотную приблизился к этому порогу. Когда вертолет не смог больше продолжать дальнейший набор высоты, Буле уменьшил мощность двигателя. Но случилась беда.
Не предназначенный для работы в таких экстремальных условиях (за бортом температура воздуха была -62 градуса), двигатель полыхнул пламенем и тут же заглох. Перезапуск двигателя был невозможен: аккумулятор и стартер остались на земле. Проваливаясь вниз, вертолет попал в слой облаков, и все стекла обледенели, лишив пилота возможности видеть окружающую обстановку. С трудом Буле смог высмотреть в облаках светлое пятно, созданное Солнцем, и использовал этот ориентир, пока не вышел из зоны облачности, по-прежнему падая вниз.
Буле пытался посадить вертолет в режиме авторотации. В этом режиме энергия для вращения лопастей берется от набегающего встречного воздушного потока, и лопасти вращаются без участия двигателя. Пилот при этом имеет возможность контролировать винтокрылую машину, хотя управляемость при авторотации страдает.
Жан Буле совершил невероятное. Он смог безопасно посадить вертолет, поставив помимо рекорда высоты полета еще один попутный и не зависящий от него рекорд – самое долгое время снижения в режиме авторотации. Самое интересное, что Буле умудрился мягко посадить вертолет практически в той же точке, откуда и взлетал. Он вышел из машины без единого синяка или царапины.
Впоследствии этот вертолет был отремонтирован и летал вплоть до 1985 года, пока не разбился на горнолыжном курорте во французских Альпах.
За свою жизнь Жан Буле налетал более 9000 часов и установил 24 мировых рекорда. После своего необычного полета он не покинул авиацию и оставался летчиком-испытателем ВВС Франции вплоть до своего выход на пенсию. Умер Жан в 2011 году в возрасте 90 лет.
Если тебе понравится статья, жми палец вверх! Тебе не сложно, а нам приятно!
Подписывайся на канал, расскажи о нем в соцсетях, а уж мы постараемся не ударить в грязь лицом )
Источник