Сравнение грунтовок для моделизма

МоделистЪ — Путь к Мастерству Сборка моделей, окраска, везеринг. Технологии и секреты. Обзоры коробок, новости модельного мира.

Грунтовка для моделей: Общие аспекты применения

Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.

С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник мире масштабного моделирования!

Рабочий процесс создания модели достаточно субъективен, и имеет отличительные черты у разных людей. Тут накладываются отличия жизненного и профессионального опыта, понимание работы разных инструментов, и даже некоторые мировоззренческие аспекты. К тому же достаточно активное влияние оказывает возраст.

Мы что-то привыкаем делать, и эту привычку бывает невозможно искоренить. Ну или достаточно сложно. Даже если мы знаем, что существуют более прогрессивные методы работы. Ведь производители масштабных моделей, аксессуаров, инструментов и модельной химии не стоят на месте.

ПРИВЫЧКА есть ПРИВЫЧКА

Например, кто-то грунтует свои модели. Кто-то не делает этого совсем. Кто-то делает это исключительно исходя из конкретных целей. При этом сторонники каждого метода пытаются доказать друг другу абсолютную правильность именно их подхода.

Мы же не будем придаваться дурману фанатизма ни в одном из рассматриваемых нами вопросов. А прежде всего постараемся разобраться в причинах необходимости грунтования модели. То для чего это делают, и каких эффектов достигают.

Понимание причин всегда дает возможность грамотно применять тот или иной метод в жизни.

Грунтовать модели на сегодня есть несколько основных причин…

ЗАЧЕМ ГРУНТОВАТЬ МОДЕЛЬ

ПРИЧИНА 1

Первая причина для грунтования сборной пластиковой модели — это выявление недостатков подготовки модели к последующему окрашиванию.

Ведь после того, как вы все зашкурили, зашпаклевали, на сто раз обработали и уже думаете, что модель готова к окраске — лучше перестраховаться, и провести процедуры выявления этих самых недостатков поверхности. Дело в том, что некоторые моделисты (особенно это касается начинающих) думают, что краска скроет плохо обработанную поверхность.

Если где-то есть сколы, трещины, шероховатости и неровности после обработки абразивами — начинают усиленно заливать все это дело краской.

ВНИМАНИЕ

Так делать нельзя , просто потому, что вы испортите модель. Краска не скроет недостатки, она наоборот их еще сильнее проявит.

Для того, чтобы после окраски модель не была испорчена — поверхность нужно очень хорошо подготовить . Потом выявить оставшиеся недостатки. И обработать поверхность снова.

Грунтовка Surface Primer от Tamiya

Самый старый и проверенный способ сделать это — нанести грунтовку. Как только она ляжет на поверхность — все самые невидимые, а потому самые пакостные, дефекты проявят себя. И тут не нужно ждать, пока грунтовка высохнет. Просто стираете грунтовку, проводите повторную обработку поверхности. А затем наносите грунтовки еще раз.

Этот процесс можно повторять снова и снова. Пока не будет достигнут желаемый результат.

Данный метод несколько дороговат, и вы можете придумать некоторые иные варианты выявления недостатков. Ведь нет смысла тратить хорошую модельную грунтовку на модель, которую вам хочется просто собрать. А будут видны дефекты поверхности или нет — не так уж важно. Но если вам нужна очень хорошая обработка поверхности — грунтовать придется !

ПРИЧИНА 2

Вторая причина грунтования модели — это выбор типа краски для модели, по степени адгезии к поверхности.

Весь фокус в том, каким способом краска высыхает на поверхности….

Грубо говоря, как она « прилипает к поверхности «…

К примеру, все эмалевые краски частично растворяют нижележащий слой (пластика, краски), въедаются в него. Потому они весьма устойчивы к механическим повреждениям, их сложно содрать с поверхности без её повреждения.

Напротив, водорастворимые акрилы (особенно полимеризующиеся) имеют весьма слабую адгезию к поверхности. Особенно, полимеризующиеся. Те, которые не высыхают, а отвердевают по всей поверхности кристаллическим слоем. Именно поэтому они прекрасны для работы кистью, но плохо крепятся к пластику.

Ammo Mig Jimenez 2003 DARK YELLOW PRIMER (темно-желтая грунтовка)

Например, мой любимый акрил-латексный (водный) Акан. Или знаменитый японский водорастворимый акрил Тамия. Если присмотреться — то все штатные моделисты на производстве Тамия, которые сняты в видеоматериалах Tamiya Custom, обязательно грунтуют модели перед использованием такого типа краски.

Поэтому поверхность пластика перед окраской желательно (если не обязательно) грунтовать. Грунтовка вследствие свойств, получаемых на её поверхности, значительно увеличивает адгезию краски, повышая её сцепляемость. Именно за этим, к примеру, грунтуют при покраске машины.

ПРИЧИНА 3

Грунтовка обязательна при работе с комплексными моделями (сочетание разных типов пластика, фототравление, смола). Все эти материалы имеют разные адгезивные качества поверхности. Потому краска встанет на них по-разному. Чтобы избежать неприятностей — нужно грунтовать.

ПРИЧИНА 4

Грунтовка позволит вам в некоторых случаях уменьшить общую толщину слоев краски на модели. Дело в том, что грунтовка — вещь совершенно не прозрачная , и будучи нанесена на поверхность полностью скроет её цвет. Сама же она имеет нейтральные цвета. Обычно это вариации серого. Иногда белые.

Это очень хорошо — если пластик черного, или зеленого цвета. Еще лучше — когда на модели применен пластик разной цветовой гаммы. Или, как указано выше, ваша модель комплексная — есть фототравление, смола.

Вы просто наносите один хороший слой грунтовки — и поверхность приобретает однородную фактуру и цветовую гамму. После этого вам не потребуется наносить несколько слоев базового слоя краски, чтобы полностью убрать влияние фона.

Грунт Mr. Surfacer от Gunze Sungeo

Самый распространенный вариант модельной грунтовки — серый. Он совершенно нейтрален. И позволит спокойно нанести на грунт любые оттенки. Именно поэтому сейчас фирмы-производители масштабных моделей в основном используют пластик тоже серого цвета.

Ну а если уж та необходимо (зимний грязно — белый камуфляж) нанесение светлый, белых тонов на модели — вы можете использовать грунтовку чисто белого цвета.

ПРИЧИНА 5

Грунтовка дает возможность затенить базовый цвет краски. Эта возможность основывается на принципах, описанных в предыдущем пункте. Вы специально подбираете цвет грунтовки так, чтобы он мог придать глубину и объем вашей модели. Ваша задача же наносить последующие слои не полностью прозрачными.

Это возможно при работе аэрографом, путем разбавления краски растворителем. Или специальными жидкостями, увеличивающими прозрачность краски. Такие, например, есть в ассортименте материалов к акрил-латексному АКАНу.

ПРИЧИНА 6

У грунтовки есть еще одно уникальное свойство. Правда оно присуще только некоторым, единичным типам грунтовочного материала. Они могут частично убирать дефекты поверхности. Затягивать сколы и шероховатости, придавая поверхности ровный рабочий вид.

ВЫВОДЫ

Грунтовать или не грунтовать — каждый решает сам. Все зависит от тех целей, которые преследуете. Или просто от ваших рабочих, объективных или субъективных , предпочтений. Но факт остается фактом — даже при достаточно высоком уровне развития качества модельной химии в грунтовке смысл есть .

Себя же я отношу к моделистам, которые используют грунтовку. Но не во всех, а только в некоторых случаях. Самолеты 72го масштаба часто не требуют грунтования, хотя все зависит от типа краски. К примеру, если я работаю акрил-уретановой эмалью АКАН или красками серии 6 — в грунте нет необходимости.

Но если делается модель 48го или 32го масштаба, да еще и акрил-латексным АКАНом — то без грунта точно не обойтись.

СОВЕТ

Для того, чтобы определиться нужна вам грунтовка в рабочем процессе или нет — попробуйте применить её во всех выше описанных случаях. Не только на разных этапах постройки модели для достижения разных эффектов, но и на разных масштабах. Как показывает мой опыт — крупные модели (1/48) любят грунтование.

Источник

Сравнение грунтовок для моделизма

Продублирую своё сообщение и здесь

Цитата
Сергей Красильников написал:
Столкнулся с интересной неприятностью

Подозреваю, что это как-то связано с автогрунтовкой KUDO.
И хотя после грунтования модель была как бы присыпана «манкой», но я это дело зашкурил (1500-2000) и на ощупь поверхность была гладкой. Но в процессе покраски я даже кисточкой чувствовал определенную шершавость. А после лака это проявилось еще больше.

P.S. Интересно, но на Эвенджере такого эффекта не наблюдается.

Друзья, тут, скорее всего, не в грунтовке дело. Kudo — вполне себе хорошая и довольно мелкозернистая алкидная грунтовка, эмаль по своей природе. При дополнительном фильтровании вообще способна чудеса творить, при правильном разбавлении (хоть она и вполне себе дуется без дополнительного разведения) — ещё больше.

Имхо, реальных корней у проблемы — два. В каждом конкретном случае могут встречаться как поодиночке, так и оба сразу. И называются они

1. «Ошибки при покраске» — чаще всего, это стремление бахнуть сразу всё, и за один проход разделаться с грунтованием. Что почти неизбежно приводит к отводу аэрографа подальше от модели и к нажатию на гашетку посильнее. В результате получаем зачастую не окрашивание, а, фактически, опыление модели подсохшей в полёте смесью.

2 «Конструкция аэрографа» — подавляющее большинство аппаратов, которыми мы с вами пользуемся, предназначены для в большей или меньшей степени тонких работ, а не для заливки больших площадей «толстым» сфокусированным потоком хорошо распылённого и не подсыхающего в полёте грунта.

У таких аппаратов слишком большая доля периферийной «зоны оверспрея» в распыляемом факеле. И ими очень трудно очень качественно и одновременно достаточно быстро загрунтовать большие площади. И практически нереально сделать это, как только включается естественное нетерпение и желание сделать быстрее, описанное в п.1 выше.

Всё это очень хорошо рассказывает (и показывает) один из лучших американских моделистов Paul Budzik — вот тут: https://youtu.be/1K8rO4Ei610 .

1. Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — причину.

2. Боишься — не делай, начал делать — более не бойся, а сделал — так не сожалей.

Источник

Сравнение грунтовок для моделизма

Справедливости ради позволю себе заметить, что у подавляющего большинства автомобильных грунтовок — даже у столь часто упоминающегося здесь KUDO — зерно достаточно мелкое для того, чтобы загрунтовать модель если не идеально, то близко к этому. Я, когда пытался понять пригодность имеющихся в магазинах автозапчастей грунтов, сделал довольно много выкрасок обычных одноразовых ложек — и именно алкидный грунт KUDO дал очень мелкое зерно, сопоставимое по размерам с Mr. Surfacer 1000 / 1500.

Проблема чаще всего в другом. Точнее, тут две проблемы, очень тесно переплетённые:

1. Отсутствие инструмента, предназначенного именно для мелкодисперсного нанесения покрытий (что краски, что грунта) на относительно большие (по площади) поверхности .

Дело в том, что обычные аэрографы, которые есть у всех нас, и к которым мы привыкли, предназначены для другого — для рисования относительно тонких линий или же нанесения достаточно прозрачных слоёв хорошо разведенной, с добавлением ретардера (либо изначально в краску / разбавитель, либо впоследствии, при подготовке рабочей смеси) краски на довольно небольшие по площади поверхности.

У таких аэрографов обычно очень большой overspray — зона «опыления» на периферии окрашиваемой области, в которой слишком мало краски и слишком много воздуха. В результате краска в этой зоне еще в полёте успевает подсохнуть и «ложится комочками». Хорошо если краска — «на растворителе» (lacquer, enamel и т.п.) — в этом случае есть шанс, что последующий слой подрастворит эти комочки и тем самым немного (хоть и не до конца) выровняет поверхность. С «настоящими акрилами» типа Vallejo, MIG, AK такой фокус в принципе невозможен.

В идеале для качественного окрашивания больших поверхностей нужен особый аэрограф — уже близкий к HVLP-краскопультам, например, Iwata RG-3, или HP-TH. У таких аэрографов принципиально другая конструкция распылительного узла, обеспечивающая максимальный размер пятна «качественной» краски с минимальной «короной оверспрея» вокруг.

2. Отсутствие навыка и/или понимания того, как с шагренью / оверспреем бороться имеющимися силами и средствами.

Естественно, что далеко не у всех моделистов есть возможность / желание обзавестись вышеупомянутыми спецаэрографами. Да и стоят они недешево, к сожалению. Так что за неимением гербовой приходится писать на простой, как говорилось в известной пословице. И тут есть несколько важных моментов:

1. Тщательная подготовка рабочего процесса: приготовление смеси — не забывать ретардер, не слишком густить краску, не слишком высокое и не слишком низкое давление воздуха и т.п.

2. Давить в себе желание задувать сразу всё и вообще «бомбить по площадям». А в случае с акрилами — ещё и давить желание класть сразу толстые мокрые слои.

Чем б о льшую область мы пытаемся закрасить в один прием, и чем быстрее пытаемся красить, тем больше соблазн открыть гашетку посильнее и отвести аэрограф подальше. В результате оверспрея становится едва ли не больше, чем нормальной краски — модель не красится, а практически опыляется.

А вот если не пытаться объять необъятное и красить мелкими порциями, поднося аэрограф поближе, то качество существенно растет.

Disclaimer: всё вышесказанное ни в коем случае не претендует ни на истину в последней инстанции, ни даже на экспертное мнение. Это всего лишь «мое скромное ИМХО» — не бейте сильно ногами, если что не так.

1. Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — причину.

2. Боишься — не делай, начал делать — более не бойся, а сделал — так не сожалей.

Источник

Читайте также:  Отделка стен дверных проемов
Оцените статью