- Роспись по сырой штукатурке: опыт современного применения традиционных художественных техник
- Разновидности штукатурной росписи
- Процесс выполнения росписи по сырой штукатурке
- Нюансы успешного воплощения живописи
- Процесс оштукатуривания
- Порядок действий
- Подготовка стен
- Приготовление раствора
- Технология оштукатуривания
- Технология нанесения росписи
- Декоративная картина-фреска ручной работы (1 видео)
- Материалы и инструменты для живописи по штукатурке (26 фото)
- Альфреско и альсекко
- Недостатки альсекко
Роспись по сырой штукатурке: опыт современного применения традиционных художественных техник
Живопись по штукатурке относится к тем видам отделки, что в последнее время стремительно набирают популярность. Оно и неудивительно, ведь декоративная настенная роспись, которую теоретически можно выполнить даже своими руками, в любом случае будет смотреться оригинальнее, нежели такие разнообразные, но все равно приевшиеся обои. Причем собственные рисунки гарантирует неповторимость результата, а главное, что это – творческий, аристократичный и нестандартный подход, создавая который своими руками, можно сэкономить огромные деньги.
Разновидности штукатурной росписи
Технология выполнения штукатурной росписи не является особо сложной.
Основные этапы её выполнения таковы:
- Рисунок выполняется на стенах или потолке, которые предварительно оштукатуриваются. Работа начинается ещё на невысохшем основании.
- На поверхность наносятся контуры рисунка, а затем приступают к росписи его водорастворимой краской.
- После того, как «картина» высохла, она приобретает своеобразную глубину посредством впитывания красок сырыми штукатурными смесями.
Если оценить данный процесс, то может показаться, что ничего сложного в нём нет. Только во время работы проявятся все нюансы, которые сопутствуют этому творческому процессу:
- состояние стен;
- подготовка растворов;
- технология выполнения росписи.
Если не уверены в своём мастерстве и художественных способностях, следует предварительно потренироваться на небольших участках. Первоначально можно на сухой оштукатуренной стене.
На видео: создание рисунка на декоративной штукатурке.
Процесс выполнения росписи по сырой штукатурке
Процесс росписи стен по сырой штукатурке построен на выполнении нескольких этапов. Рассмотрим их более подробно.
Процесс подготовки поверхности довольно важный момент, который в последствие может сыграть важную роль во время росписи рисунка. Есть несколько моментов, которые должны быть сделанные поочередно и пропускать их не рекомендуется:
- Начинаем с удаления старой отделки. Снимать её следует с помощью шпателя. В случае, когда старая отделка держится довольно прочно, даже после ударов по ней молотком, то её можно оставить. В завершение работ, полностью очищаем поверхность от пыли. Для того, чтобы сцепка нового слоя штукатурной смеси хорошо держалась на поверхности, рекомендуется выполнить насечки глубиной около 5 – 7 мм.
Статья по теме: Особенности стеклотканевых обоев под покраску
- Для увеличения адгезии и удаление остатков пыли выполняют грунтование поверхности. Грунтовочных слоёв должно быть несколько, это обеспечит качество оштукатуривания.
- Первоначальное, которое ещё называют базовым, оштукатуривание. Выполняется он в основном с целью выравнивания поверхности. Является промежуточным слоем между самой стеной и финишной штукатуркой. Только после того, как базовая штукатурка полностью высохла, наноситься новый слой, по которому и будет выполняться роспись.
Подготовка раствора для финишной штукатурки
Важным моментом является подготовка штукатурного раствора, который имеет свои секреты. Именно на аналогичный состав когда-то наносились фрески. Сам состав долго хранили в тайне, поэтому компоненты можно подбирать и заменять по необходимости. Итак, состав раствора такой:
- Базисным материалом для раствора является известь. Чем лучше её качество, тем прочнее будет штукатурка.
- Известь необходимо загасить водой и продержать её в таком состоянии несколько дней.
- Наполнителем в таком растворе выступает крупный речной песок и кирпичная крошка. Специалисты рекомендуют использовать последний вариант. Благодаря этому компоненту, время высыхания слоя немного больше, что даёт возможность выполнить роспись красками.
- Для предотвращения растрескивания штукатурного слоя в состав добавляют мелко нарубленную пеньку или целлюлозу.
Важно! Раствор необходимо готовить непосредственно перед нанесением.
Обращаем внимание на пропорции:
- Для базового слоя: 1 часть известковой пасты и 3 части наполнителя.
- Для финишного слоя: 1 часть известковой пасты и 2 части наполнителя.
Нюансы успешного воплощения живописи
Для качественного нанесения живописи на сухую штукатурку необходимо:
- Выбрать поверхность для выполнения на ней росписи.
- Создать эскиз.
- Определить масштаб композиции.
- Окончательный рисунок разбить на квадраты и отобразить его на бумаге, откуда изображение в дальнейшем будет переноситься на стену. Такой принцип мастера называют: «большого слона необходимо разделывать».
- Поверхность предварительно подготавливается для достижения гладкой поверхности на будущем полотне для живописи. Для этого:
- выравниваются стены;
- убираются остатки от следов побелки;
- удаляются шероховатости;
- затираются неровности.
- Поверхность грунтуется составом, который зависит от выбранной краски и может быть:
- известковым тестом;
- изготовленным на основе казеинового клея.
Совет: Поверхность необходимо качественно загрунтовать, для чего используется техника в три этапа. При этом каждый слой должен хорошо просушиваться.
- Стена размечается на квадраты. Для этого используются подручные средства:
- уголек;
- малярный скотч;
- бечевка или тонкая нитка;
- линейка.
Совет: Масштаб переносимого изображения определяет число квадратов и их величину. При наличии в рисунке большого количества мелких деталей следует потратить для разметки больше времени, чтобы получить качественное изображение.
Инструкция нанесения живописи:
- Обозначаются угольком или сепием основные контуры и прорисовываются силуэты рисунка. В этом случае необходимо четко соблюдать пропорции и выдерживать гармонию, используя правило «семь раз отмеряй, один отрезай». Нельзя торопиться, следует постоянно сравнивать и контролировать результат при переносе рисунка с эскиза на плоскость стены.
- Изображение расписывается красками. Обычно художники используют мягкие кисточки, чтобы предотвратить повреждение штукатурного слоя. В этом случае важно, чтобы не было затронуто известковое покрытие и не получилось смешение его с краской. Иначе это может привести к появлению белого налета после окончательного высыхания красок. Покрытие должно наноситься тонким слоем, впитывающимся в штукатурку и сохраняющимся длительное время без риска быть осыпанным или потрескаться.
- Последним слоем наносится лаковое или восковое покрытие.
Более подробно весь процесс представлен на видео в этой статье.
Живопись по сырой штукатурке водяными красками используется людьми очень давно. Известны древние росписи храмов, жилых и общественных зданий. Даже в древних пещерах находят различные изображения на стенах. На некоторое время такая отделка была забыта, затем начала возрождаться заново. Роспись по сырой штукатурке называется фреской.
Изображения на стенах современных строений могут выглядеть очень изысканно. Они довольно необычны и достаточно ярко выглядят. Роспись стен по сырой штукатурке требует от художника особого мастерства. Он должен прекрасно знать особенности материала, который способен впитывать в себя разные красящие составы.
Чтобы роспись по штукатурке не побледнела, нужно подобрать краски и хорошо подготовить стену. В наше время мастера часто используют подобную живопись на внутренних стенах кухни и других помещений в квартире. В результате жилище приобретает совершенно новый стиль, становится более уютным и необычным.
Рисунки на сырой штукатурке выполнялись еще в Древнем Риме. Они наносились не только на стены, но и на потолок сооружений. Выполнялась работа как на сухой, так и на сырой поверхности. Техника росписи сухой поверхности своими руками называется альсекко. Настенная живопись такого рода выполняется красками, которые замешиваются на воде, на основе клея, на сырых куриных яйцах. Расписывать стены можно снаружи и изнутри зданий. Техника альсекко появилась значительно позднее фрески. И выглядит она более ярко, долго сохраняет свои цвета.
Живопись водяными красками по сырой штукатурке большой расцвет имела в эпоху Возрождения. На стену наносились сначала светлые тона, потом шли более темные оттенки, последними накладывались самые насыщенные цвета. Покрытие готовится под рисунок особым образом. Для этого используется известь с кирпичной крошкой, которая способна долго держать воду. Вместе с этими компонентами в штукатурный раствор добавляются нити льна или измельченная пенька. Процесс подготовки выглядит так:
- на стене создаются неровности;
- старое покрытие чистится и грунтуется;
- наносится минимум 3 новых слоя штукатурки;
- наносится рисунок.
Неровности делаются специально для лучшего сцепления штукатурного раствора с поверхностью стены. Это можно выполнить с помощью перфоратора. Насечки наносятся глубиной до 8 мм. Их количество на 1 м² может достигать 120 шт. Рисунок, выполненный на бумаге, художник разрезает на фрагменты и переносит их на стену. Чаще всего для отбеливания фона используется известь. После этого каждый фрагмент рисунка заполняется нужным цветом.
Росписи на сырой штукатурке называются фресками. Обрабатывать стену нужно довольно быстро, пока покрытие еще сырое. Именно по этой причине делается рисунок на бумаге в натуральную величину. При нанесении красок, замешанных на извести, следует помнить о том, что живопись по штукатурке светлеет при высыхании. Правильно нанесенная фреска способна радовать хозяев жилья долгие годы.
Процесс оштукатуривания
Предлагаем пошаговый алгоритм нанесения каждого слоя штукатурной смеси:
- Начинаем с предварительного увлажнения поверхности. Первое осуществляется за сутки до выполнения работ, второе за 1,5 часа.
- Базовый слой наносят посредством набрасывания и первоначального разглаживания посредством тёрки.
- На базовом слое выполняются углубления до 2 мм волнистыми линиями с шагом от 30 до 40 см. Они в последствие повысят адгезию между слоями штукатурки.
- Просушиваем базовый слой около 2 недель. После этого проводим обильное увлажнение и приступаем к нанесению следующего слоя.
Статья по теме: Покраска мебели в стиле прованс своими руками
Второй слой можно сделать финишным. Но у новичков настенная живопись по двухслойной штукатурке получиться не качественной. Поэтому, если работы выполняются впервые, и особого опыта нет, то лучше сделать трёхслойное, а то и более, оштукатуривание поверхности.
Порядок действий
Подготовка стен
Первым делом необходимо снять старые отделочные материалы. Если в целом штукатурка надежно прилегает к основанию, то ее можно оставить. Стену нужно очистить от пыли и строительного мусора. Затем на ней необходимо выполнить насечки глубиной около 8мм. Для этого пользуются перфоратором, долотом или топором. Плотность расположения насечек ‑ примерно 100-120 шт на 1 м2. После этого со стены сметают пыль.
Чтобы штукатурный раствор максимально надежно закрепился на основании, его нужно прогрунтовать раствором глубокого проникновения. После высыхания грунтовки наносят черновой штукатурный слой. Его задачей является устранить дефекты, выровнять поверхность. Слой должен хорошо просохнуть, затем можно переходить к созданию базового слоя, на который будет наноситься рисунок.
Приготовление раствора
Секрет качественной фрески заключается в правильно приготовленном растворе. Универсального рецепта нет: каждый мастер самостоятельно подбирает пропорции компонентов. Но можно воспользоваться общими рекомендациями, корректируя их по мере необходимости.
Основой штукатурки является известь. Она должна быть свежей, чистой и качественной. Экономить на материале не стоит: чем лучше известь, тем прочнее будет основание, тем лучше на него ляжет краска. Известь нужно загасить чистой водой, оставить на две недели. Это положительно влияет на ее свойства. Как наполнитель используют крупнозернистый песок, можно добавить к нему кирпичную крошку.
Если готовится раствор для улицы, то количество крошки должно быть минимальным. Придать составу эластичность и защитить покрытие от растрескивания поможет добавление мелкорубленой пеньки или целлюлозных волокон.
Раствор приготавливают непосредственно перед использованием. Базовый слой готовят в таких пропорциях: известкового теста ‑ 1 часть, наполнителя ‑ 3 части. Для лицевого слоя берут немного меньше наполнителя ‑ 2,2 части.
Технология оштукатуривания
Фресковая роспись требует соблюдения определенного порядка оштукатуривания. За сутки подготовленную поверхность необходимо увлажнить, повторив увлажнение еще раз за 1,5 часа до оштукатуривания.
Раствор первого слоя набрасывают не толще 8 мм. По стене его распределяют теркой, не стараясь сильно разгладить. Улучшить сцепление штукатурных слоев поможет создание волнистых борозд глубиной 2 мм через каждые 40 мм.
Первому слою дают хорошо просохнуть (примерно 12 суток). Затем его хорошо увлажняют. Второй слой будет промежуточным. Его можно пропустить, но при минимальном опыте выполнения такой работы даст возможность корректировать ошибки.
Иногда базовая поверхность покрывается белесым налетом. От него нужно избавиться, очистив и увлажнив стену еще раз. Если этим пренебречь, то адгезия штукатурки нарушится, а фреска может расслоиться. Когда высохнет промежуточный слоя, его увлажняют и наносят лицевое покрытие. В раствор для него не добавляют кирпичную крошку, волокна. Его выполняют толщиной 1-3 мм. Он быстро сохнет, поэтому обрабатывают стену постепенно. Параллельно наносят рисунок.
Технология нанесения росписи
Как уже было сказано выше, роспись по штукатурке начинать нужно сразу же, когда она ещё мокрая. Поэтому все необходимые инструменты и эскизы приготовить нужно заранее. Как только финишный слой выровняли, приступаем к таким действиям:
- Если рисунок нарисовать самостоятельно не можете, то прикладываем трафарет и посредством иглы перебиваем рисунок на стену. Далее края рисунка намечаем шилом или кончиком остро заточенного карандаша.
- Посредством мягких широких малярных кистей начинаем расписывать рисунок. Вначале следует наносить более светлые тона и постепенно переходить к тёмным.
- Техника живописи должна быть довольно мягкой. При работе кистью следим за тем, чтобы её щетиной не нарушать целостность известковой штукатурки. Если всё-таки такой дефект произошёл, то кисточку тщательно промываем и снова повторяем процесс нанесения красящего вещества с меньшим нажимом.
- После того, как закончили нанесение первоначальной росписи, начинают прорисовку. Выполняется она в обратном порядке. Начинать следует с тёмных тонов, и заканчивать светлыми красками.
- После того как роспись закончена, по краям изображения посредством шпателя или острого ножа выполняем срез штукатурки с наружным скосом. После этого снова накладываем штукатурную смесь так, чтобы заполнить образовавшийся скос до полного исчезновения шва. После этого живопись водяными красками по сырой штукатурке выполняется повторно.
В завершении работ необходимо оставить расписаны фрески для просушки на 7 – 10 суток. Во время просушивания стараемся к ней не прикасаться. Если в некоторых местах краска потеряла свой оттенок, ничего страшного, в процессе высыхания штукатурка будет отдавать влагу и картинка приобретёт первоначальную насыщенность цветов.
Статья по теме: Как выбрать декоративную краску для стен?
На время просушивания росписи стараемся обустроить все оптимальные условия в посещении. Не должно быть сквозняков и перепадов температур. В противном случае фреска может потрескаться.
Как видим, роспись по сырой штукатурке довольно ответственный процесс. Не каждый начинающий мастер сможет с ней справиться. Но, если есть огромное желание и выдержка, то можно пробовать. При этом старайтесь соблюсти все приведённые рекомендации.
Декоративная картина-фреска ручной работы (1 видео)
Материалы и инструменты для живописи по штукатурке (26 фото)
Альфреско и альсекко
От фресок картины в технике альсекко отличаются тем, что цвета выглядят более яркими и насыщенными, и стареет картина не так быстро. И делается роспись по сухой штукатурке медленнее, а вот фреску надо торопиться и успеть сделать все до того момента, как штукатурка высохнет. Безусловно, на сухой стене рисовать гораздо проще, чем на сырой, и может работать не один художник, а целая компания по одному эскизу.
Недостатки альсекко
Главным недостатком этого вида стенной росписи является то, что времени требуется довольно много. Это не так уж важно, если вы просто хотите выразить свое видение мира. Но для тех, кто озабочен оперативным созданием элегантного интерьера, такой способ вряд ли подойдет. Если вы заказываете роспись художнику, сроки следует обсудить до того, как он возьмется за работу.
Важно! При работе в технике альсекко краска на каждый фрагмент наносится в несколько слоев, при этом следующий слой накладывается, когда уже высох предыдущий.
Источник