- Трафареты для декоративной штукатурки кирпичная кладка
- Имитация кирпича своими руками из штукатурки — особый вид бюджетного декорирования стен
- Что собой представляет?
- Процесс нанесения штукатурки, имитирующей кирпичную кладку
- Как изготовить самостоятельно?
- Разновидности трафаретов
- Технология объемного трафарета
- Инструменты и материалы
- И бюджетно, и эксклюзивно
- Предварительный этап
- Инструкция по проведению работ
- Подготовка поверхности
- Фиксация шаблона
- Нанесение слоя
- Создание нужного рельефа
- Снятие трафарета
- Формирование фактурной поверхности
- Шаблон для имитации кирпичной кладки
- Наиболее популярные узоры
- Подготовка стены к работе
- Советы дизайнеров
- Финишная отделка
- Многоцветные штукатурки сграффито.
- Сграффито по трафарету способом набивки.
Трафареты для декоративной штукатурки кирпичная кладка
Грунтуем стену, разводим раствор из которого будут делаться кирпичики, это может быть плиточный клей в перемешку с гипсовой штукатуркой. Такого плана раствор достаточно крепкий после высыхания, пластичный во время работы и имеет большее время затвердевания что позволяет не боятся что раствор схватиться и вы не успеете его нанести.
Прикладываем трафарет к стене одной рукой придерживаем второй наносим раствор шпателем, после нанесения небольшого колличества раствор трафарет можно отпустить — дальше он будет держаться сам. Наносим раствор на всю поверхность трафарета и шпателем или мастерком хаотично разглаживаем, что придает вид кирпича. Недожидаясь высыхания снимаем трафарет, переставляем дальше причем ставим его так чтобы он вставал на уже готовый ряд кирпичей. И так доделываем всю стену. Как стена будет готова можно пройти по кирпичикам влажной губкой пока раствор не высох для того что бы сгладить края кирпичиков — они будут выглядеть как настоящие.
После того как все высохнет необходимо еще еще раз все загрунтовать и можно приступить к покраске. Цвет в который будет окрашиваться стена у каждого свой — в белом или каком другом цвете эта стенка будет выглядеть как настоящая кирпичная кладка.
Источник
Имитация кирпича своими руками из штукатурки — особый вид бюджетного декорирования стен
Что собой представляет?
Трафареты для декоративной штукатурки представляют собой специальные накладки из плотной бумаги, пластика или силикона с аккуратно вырезанными рисунками или узорами. Размеры лекала зависят от площади поверхности и выбранной фактуры декора. Для небольших плоских изображений подойдет вариант из бумаги, для объемного широкого барельефа надо использовать пластиковый или силиконовый тип трафарета.
Выделяют 2 способа декорирования поверхностей – однотонный и цветной. В первом варианте штукатурка наносится в том же оттенке, что и вся плоскость, тогда орнамент выделяется только фактурой. Во втором способе рисунок выполняется в контрастном цвете с оттенками или без них, благодаря чему можно создавать яркие акценты в самых разных стилях – от лофта, готики и модерна, до романтизма и прованса. В обоих вариантах трафарет необходим.
С помощью трафаретного декора можно не только создавать эксклюзивные зоны в интерьере, но и скрыть имеющиеся дефекты на поверхности (небольшие трещины, неровности или мелкие сколы).
Процесс нанесения штукатурки, имитирующей кирпичную кладку
Рассмотрим сначала вариант с малярным скотчем, как наиболее простой. В начальный момент времени нужно правильно разметить стену. Проще всего это сделать при помощи линейки и строительного уровня. Неплохо также обзавестись рейкой, достаточно толстой, чтобы к её торцу легко прикладывался построитель горизонталей. Подойдёт обычный строительный уровень с пузырьками. Процесс упрощается тем, что точно нужно прочертить с рейкой лишь одну линию. Все остальные горизонтали мы будем откладывать от первой вверх и вниз при помощи линейки. Как только процесс окончен, можно приступать к имитации перевязки швов. Расчерчивая горизонтали, не забывайте о том, чтобы потрудиться отложить толщину шва вдобавок к высоте кирпичей.
Перевязка швов осуществляется либо регулярно с наложением одного кирпича на другой ровно наполовину, либо в произвольном порядке. Таким образом, выполняется идеальная имитация кирпичной стены в интерьере. То есть, как и было написано выше, мастер имеет большую гибкость для выбора подходящего эстетического решения. Как только разметка стены завершена, начинается процесс наклеивания скотча. В первую очередь по всей длине выкладываются горизонтали. Вертикальные перевязочные швы наклеиваются поверх. Этим обеспечивается создание единого шаблона из малярного скотча, который затем весьма просто выдирается из-под наложенной строительной смеси.
Под укладку штукатурки поверхность грунтуется. Если требуется гидроизоляция, то необходимо выбрать соответствующий состав в строительном магазине. То же самое касается борьбы с грибком и грызунами. Дальше нужно действовать согласно инструкции на выбранный тип штукатурки. Категорически рекомендуется туда добавить плиточный клей для увеличения вязкости. Ровным слоем штукатурка наносится поверх шаблона. Нет необходимости затирать этот слой или специально выравнивать его. Волнистость поверхности даже лучше имитирует кирпичную кладку.
Пока смесь не высохла, шаблон скотча нужно осторожно вытянуть наружу. При этом швы остаются практически полностью чистыми. Наверняка многим захочется покрасить полученную кладку в какой-либо цвет. Для этого подойдет состав из гаммы терракоты или силикатного кирпича. После высыхания стены нужно использовать для швов специальную затирку для плитки. Цвет выбирается согласно собственным предпочтениям.
Работа с рамочным шаблоном намного более тонкая. Процесс начинается с любого угла. Обычно это нижний край. Участок за участком строитель проходит всю стену. Перемычки с малярной лентой также оказываются под слоем штукатурки. В этом случае дополнительным бонусом является то, что можно имитировать натуральный цвет швов. Вот как это делается. Под основной слой штукатурки наносится тонкий грунтовочный шлейф. Поверх прикладывается шаблон, а дальше вся работа выполняется аналогично тому, как это было уже указано выше. Лента аккуратно вынимается из-под основной штукатурки, швы остаются практически пустыми. Но в отличие от предыдущего случая после высыхания эти места будут иметь цвет строительной смеси. Следовательно, останется покрасить лишь торцы кирпичей.
Как изготовить самостоятельно?
Фабричные оттиски можно приобрести или заказать в мастерской, где их создают с помощью лазерной обрезки и с использованием плоттера (автоматического черчения). Но смастерить трафарет для декоративной штукатурки своими руками гораздо выгоднее и интереснее, сделать его можно из подручных материалов:
- бумаги или картона;
- пластиковой папки или бутылки;
- из куска тонкой резины;
- из старого рентгеновского снимка.
Имитацию кирпичной кладки плоской структуры можно выполнить при помощи тонких полос малярного скотча. Если после ремонта остался кусок линолеума или утеплителя типа фольгоизол – из них тоже получится многоразовый трафарет.
Процесс изготовления несложный, но для каждого материала существуют свои нюансы:
- Бумажный. Рисунок наносится на бумагу (или картон). Изображение можно перенести с помощью кальки, распечатать или нарисовать самому. Острым канцелярским ножом прорезать по контуру все участки – шаблон готов. Важно знать, что такой вариант не даст крупной фактуры, и бумага быстро размокает.
- Силиконовый. Это более сложный процесс. Поверхность стола или доски надо присыпать тальком или крахмалом (чтобы клей не прилип), после чего наносить контуры узора с помощью клеевого пистолета. Когда силикон высохнет, аккуратно отделить его от стола. Это хлопотное занятие. Есть вариант проще – на готовой силиконовой пластине вырезать желаемый орнамент.
- Пластиковый. Самый востребованный тип трафарета, сделанного своими руками. На выбранную основу из пластика с помощью маркера наносится рисунок/узор, и острым ножом вырезаются по контуру очертания. Если края получаются неровными, их следует зачистить наждачной бумагой.
Если изображения выполняются в разных цветах, после нанесения каждого трафареты надо промывать, а бумажные оттиски использовать новые. Иначе существует риск, что края узоров будут смазаны предыдущим оттенком.
Разновидности трафаретов
Создание своего шаблона открывает возможности фантазии, позволяет применить разные техники для создания действительно эксклюзивных стен. Простой рисунок, нанесенный краской, может казаться унылым, тогда на помощь приходят другие виды трафаретной росписи на стенах. Возвышаясь над поверхностью выпуклыми элементами, объемный рисунок отличается оригинальными решениями. Приемы таких украшений создают эффект реальности, так как рисунок трафарета наносится при помощи штукатурки.
Многоцветный трафарет выполняют применением не одного, а нескольких оттенков краски. При этом изготавливается несколько образцов шаблона, каждый — для отдельного цвета. Они прикладываются поочередно после полного застывания предыдущего слоя краски.
Антитрафарет образует узор за счет изменения фона вокруг него. Таким образом, рисунок остается того же цвета, что и общий фон стены, но вокруг него выделяют контрастом поверхность. Здесь важно не обозначать границы, а делать переход от насыщенного цвета к полутонам.
Технология объемного трафарета
Изготовленный вручную шаблон можно применить для создания объемного рисунка. Он приносит интерьеру особую оригинальность, при этом техника его создания довольно проста, требует лишь аккуратности и соблюдения последовательности. Объемные рисунки на стенах своими руками лучше делать с помощью пластикового шаблона. Он должен легко сниматься со стены после нанесения аэрозольного клея и приклеивания на несколько минут.
Нанести рисунок на поверхность из полихлорвинила, вырезать острым ножом.
Инструменты и материалы
Для штукатурки через трафарет, с плоской или ярко выраженной фактурой, нужны следующие материалы:
- грунтовка;
- декоративная штукатурка (готовый раствор или сухая смесь);
- краска латексная или акриловая (для финишных оттенков отлично подойдет краска из баллончиков);
- лак с блеском или матовый для завершающего покрытия (этот этап необязательный, но декор смотрится эффектнее, и дольше сохраняет структуру и сочность цветов).
В процессе проведения работы должны быть под рукой такие инструменты и приспособления:
- емкости для смеси и красок;
- шпатели различных размеров – подбирать в соответствии с площадью для декора;
- кисти;
- валик, если надо выполнить фон на стене;
- губка для создания контрастов, оттенков или покраски «под старину»;
- канцелярский нож и наждачная бумага (помогут удалить погрешности в работе);
- шаблоны.
Если в ходе работ будут использоваться баллончики с краской или лаком, надо запастись защитными очками и маской, чтобы при распылении избежать попадания капель в глаза и на кожу.
И бюджетно, и эксклюзивно
Вызывая рефлекторное желание прикоснуться рукой, такой стеновой декор как нельзя лучше подчеркивает самобытность и креативную оригинальность декорируемых поверхностей. Придавая жилым/офисным помещениям особый шарм и стилистическое своеобразие, имитированная кирпичная фактура — самый бюджетный способ интерьерной отделки. Выгодно подчеркивая элементы убранства (текстиль/мебель/декор) фактурная кладка по-новому раскрывает интерьерные нюансы (особенно хорошо подчеркивает ниши, колонны, арки).
Предварительный этап
Подготавливая основу под декорирование, поверхность следует тщательно очистить от рыхлой плоходержащейся штукатурки (шпатель нам в помощь). Если на стене перед этим были поклеены обои – размываем ее от остатков клея. Держа на себе нетяжелые обойные полотна он, возможно, неплохо справлялся с задачей. Но рисковать будущей кладкой (пусть и в виде имитации, но весящей поболе обоев) все же не стоит. Замечательным в кладочной отделке есть то, что финишного выравнивания стены нам не понадобится (хотя явные огрехи стоит заделать).
Необходимые инструменты
Вариант имитации кирпича своими руками
Кирпичная стена из гипсокартона. Часть 1
Кирпичная стена из гипсокартона. Часть 2
Инструкция по проведению работ
Чтобы добиться не только декоративной красоты, но и качественного покрытия, не требуется особых знаний и навыков. Процесс нанесения орнаментальной штукатурки состоит из нескольких этапов, которые надо проводить последовательно, с соблюдением определенных правил.
Чтобы фактурные изображения гармонично смотрелись в интерьере и не выглядели громоздко и нелепо, в небольших комнатах лучше декорировать малые участки стены или сделать панно в рамке. Сложные объемные барельефы отлично смотрятся в просторных помещениях.
Подготовка поверхности
Поверхность под шаблоны нужна ровная, сухая, очищенная от пыли и грязи. Наносить декоративную штукатурку через трафарет надо на зашпаклеванную плоскость с уже готовой отделкой. В помещении должна быть температура в пределах от +5 до +32 C, что соответствует нормам при проведении работ с применением строительных смесей.
Первое действие – нанести разметку. Если рисунок одиночный, с помощью метра и уровня отметить точное место его расположения. Следует проявить особую внимательность, если узор будет строго по центру. Когда задуман раппорт (узоры с повторами), при разметках важно контролировать отступы – они должны быть выверены до миллиметра, чтобы не было смещения отдельных элементов.
Фиксация шаблона
Закрепить трафарет можно разными способами, при фиксации важно учитывать материал и толщину оттиска:
- С помощью клея. Сначала нужно убедиться, что клей не оставляет пятен и следов – нанести немного состава на скрытую часть, после чего дождаться полного высыхания. Приклеивать рекомендуется крупные, объемные трафареты.
- Двусторонний скотч. Таким способом надо фиксировать пластиковые и силиконовые шаблоны. Маленькие отрезки скотча надо наклеить на края оттиска и слегка придавить. После использования остатки клейкой ленты надо аккуратно счистить шпателем или тупой стороной ножа.
- Малярный скотч. С его помощью легко закрепить бумажные трафареты или варианты из пластика и силикона малых размеров. Полосками скотча шаблон крепится по разметкам так, чтобы они не затрагивали прорези узоров.
Оттиск должен надежно держаться на поверхности, чтобы в ходе работ не было перекосов и сдвигов. В противном случае украшение потеряет четкие контуры, и эффект будет испорчен.
Нанесение слоя
Для штукатурки стен надо выбирать специальные смеси с гипсовым составом или мелкозернистым песком. Раствор должен быть эластичным и однородным, без комков. Важна правильная густота – чтобы смесь легко намазывалась на поверхность, при этом не растекалась. Во избежание преждевременного застывания штукатурку надо разводить небольшими порциями.
Наносить правильно так: на шпатель с широким лезвием или гладилку наложить смесь с помощью малого шпателя, а уже оттуда набирать растворную массу небольшими частями. Мазки делать уверенными, с нажимом. Штукатурка должна плотно укладываться на поверхность, заполняя все участки трафарета.
Предварительная грунтовка перед нанесением штукатурной массы обеспечит лучшее схватывание. Намазывать лучше обильным слоем, после чего просушить.
Создание нужного рельефа
Объемный рельеф достигается, когда штукатурная масса наносится в несколько слоев. Для получения крупной фактуры первый слой не стоит сильно разглаживать – большие, смелые мазки только лучше сцепятся с плоскостью. Второй и следующие пласты должны быть тоньше и аккуратнее. Штукатурку можно наносить хаотично, в любом направлении.
Главное условие – пустые участки шаблона заполняются полностью, без прорех. В процессе надо учитывать правило – чем толще трафарет и объемнее декор, тем более вязкой и густой должна быть штукатурная смесь. Деликатные, едва выступающие узоры также следует наносить в 2 слоя, но делать их тонкими.
Снятие трафарета
После того, как желаемый объем достигнут, надо дать штукатурке слегка подсохнуть. Пластинку с оттисками снимать аккуратно, чтобы случайно не сдвинуть в сторону и не повредить рельеф. Если после удаления трафарета края узора местами неровные или слегка повредились, эти дефекты не критичны. В данном случае стоит дождаться полного высыхания, затем с помощью наждачной бумаги зачистить полученные огрехи, скруглить зазубрины.
На толстой многослойной фактуре грубые накладки раствора или ошибки при снятии трафарета можно срезать острым канцелярским ножом. Небольшие пустоты замазать сразу, используя мастихин или малый шпатель.
Формирование фактурной поверхности
Кроме барельефов, которые создаются раствором штукатурки, визуальный объем и фактура достигаются игрой красок всевозможных оттенков. Эффект особенно проявляется на контрастах – на затемненном фоне светлые или яркие рисунки, узоры, и наоборот, на бледной плоскости выделяются отдельные детали и изображения в сочных красках.
При исполнении в цвете в ход идут различные приспособления, например:
- легкие оттенки можно наносить губкой или простой кухонной мочалкой (используя обе ее стороны);
- жесткая щетка пригодится, чтобы сделать искусственные царапины и визуально состарить композицию;
- тонкой кистью можно прорисовать мелкие детали;
- чайной или столовой ложкой легко добиться эффекта рыбьей чешуи (надо продавливать подсохшее покрытие, потом кистью подчеркнуть углубления);
- с помощью баллончиков с краской можно придать серебряный или бронзовый отлив.
Прелесть декора через трафарет, сделанный своими руками, в том, что не существует никаких условий и ограничений в исполнении – можно смело реализовывать свои фантазии.
Шаблон для имитации кирпичной кладки
Шаблоном для имитации кирпичной кладки может служить все, что угодно. Но, в общем и целом, эти предметы можно разделить на два класса:
- В первом случае широко используется малярный скотч. Желательно приобрести моток такой ширины, которая совпадает с размерами шва типичной кирпичной кладки. Облицовочный раствор наносится поверх ленты, а затем, пока все это не застыло, шаблон изымается. Получается имитация кирпичной стены.
- Вторым типом шаблонов являются формочки из твёрдых материалов. Чаще всего это древесина или пластик. Раствор наносится между направляющими шаблона.
На практике также встречаются гибридные вариации, использующие тот и другой тип шаблона. В этом случае наружная рамка изготавливается из древесины. Имитация перевязки кирпичной кладки выполняется растянутой внутри малярной лентой. Очевидно, что такой шаблон не может быть слишком большим. Иначе строителям будет не только сложно перемещать его с места на место, но и возникают большие трудности при прохождении изрезанных участков стены. Строители выходят из положения следующим образом:
- Горизонтальные планки рамки выполняются из тонких деревянных реек по размерам кирпичного шва. На торце вертикалей делаются прорези по форме перевязки кладки и высоте кирпичей.
- Высота и ширина рамки кратны соответствующим сторонам кирпичей. Зубцы вертикальных направляющих прорезаются через один ряд для имитации перевязки. До того, как сделать имитацию кирпичной стены, придётся много раз переместить шаблон, и эта мера позволяет аккуратно выполнять стыки.
Строитель ходят с такой рамкой и поочерёдно ряд за рядом обрабатывают всю поверхность стены, пока не получится имитация кирпичной стены из штукатурки. Плюс такого решения заключается в том, что допускается работать в том числе и быстро застывающими растворами, наподобие гипсовой штукатурки. За то время, что строитель покроет смесью четверть квадратного метра стены, она не успеет высохнуть. За счёт этого у мастера появляется большая гибкость в выборе материала. В то же время заметен один серьёзный недостаток. Дело в том, что при нанесении раствора поверх малярной ленты приходится буквально выдирать рамку из-под штукатурки. Это чревато порчей формы будущих кирпичей. Кто-то может счесть, что волнистые участки граней хорошо имитируют клинкер, другим мастерам такой эффект придётся не по нраву.
Вот почему можно порекомендовать собрать весь шаблон из тонких реек. Форма его будет в точности повторять уже рассмотренную конструкцию за одним исключением. Малярная лента будет заменяться также деревянными рейками. В этом случае малейшие щели между планками могут вызвать некоторые дефекты кладки. Но, как мы увидим дальше, это не так важно. Главное прочно закрепить планки друг относительно друга, чтобы шаблон не гулял.
Наконец, при работе только с малярным скотчем, без древесных планок шаблон создаётся прямо на стене. Для этого произвольный участок расписывается нужным рисунком. И сразу же мы видим первый плюс такого решения. Перевязка не обязательно должна быть регулярной. Мы можем создать как тычковый, так и продольный рисунок кладки. Более того, становится возможным имитировать достаточно точно грубые камни. Предыдущие, заранее созданные шаблоны, не позволяли сделать ничего подобного. Имитация кирпичной кладки на стене получается более натуральной.
В то же время у малярного скотча имеется пара существенных недостатков. Если объект большой, то на оклейку стены уйдет много времени, и потратится большое количество скотча. Это совершенно неприемлемо при профессиональной плановой застройке. А вот отдельным любителям, хозяевам квартир именно такая методика может показаться более простой. Потому что требует минимума подготовительных работ, сам процесс нанесения смеси не отличается большой сложностью. Вторым недостатком является то, что раствор не должен слишком быстро застывать. Иначе выдрать из-под него малярный скотч без повреждения рисунка кирпичной кладки будет попросту невозможно.
Наиболее популярные узоры
Среди многообразия рисунков, орнаментов и узоров есть ряд украшений, которые завоевали наибольшее признание. Они успешно дополняют и подчеркивают дизайн и стиль интерьера.
Самые популярные изображения:
- деревья, кустарники, растения и цветы – их выполняют в полной форме или частично (отдельные ветки и лепестки, бутоны и соцветия, совмещенные композиции);
- все представители животного мира и птиц – от крупных силуэтов диких зверей до миниатюрных образов домашних питомцев;
- различные пейзажи в самых разных вариантах – скалистые горы, сочно-зеленые равнины, моря и мелкие ручейки, песчаные берега и другие живописные виды;
- орнаменты всех мировых культур — с восточными, азиатскими и европейскими мотивами;
- иероглифы и элементы различной символики;
- имитация кирпича, дикаря, мрамора или искусственного камня;
- геометрические фигуры.
При выборе тематики важно учитывать размеры помещения, его назначение стиль интерьера. Рельефная штукатурка выступает ярким акцентом, поэтому декор должен гармонично вписываться в общую стилистику пространства.
Подготовка стены к работе
- Старую отделку (плитку, обои, потрескавшуюся краску и т.д.) удаляют;
- Проверяют кривизну поверхности стен, если необходимо – производят коррекцию, выравнивая стены строительным раствором;
- Сколы, выбоины и трещины ремонтируют;
- Наносят грунт для повышения адгезии.
Штукатурка под кирпич очень хорошо скрывает мелкие недостатки, при этом недопустимо оставлять серьезные дефекты такие как трещины. Все эти повреждения необходимо устранить иначе они перейдут на само покрытие.
Советы дизайнеров
Чтобы задуманный рельефный декор стал интересным дизайнерским решением, а не большим разочарованием, перед началом работы надо учитывать рекомендации специалистов:
- барельеф, выполненный в нескольких цветах, отлично гармонирует с однотонными стенами – совмещать его с другими фигурными узорами нельзя;
- декор должен сочетаться с общей цветовой гаммой помещения, включая предметы мебели и шторы;
- трафаретное украшение следует выполнять в одной тематике – не сочетать, например, восточные орнаменты с изображением природы;
- перед нанесением на стену символа, иероглифа или надписи на иностранном языке, сначала выяснить, что они обозначают;
- крупные, сложные узоры подходят для просторного помещения, для небольшого пространства лучше, если выделяется отдельная зона в светлых, спокойных тонах.
Создать авторскую работу, в которой все этапы будут исполнены собственноручно, может любой желающий – для этого надо запастись необходимыми материалами и инструментами, выбрать рисунок, сделать трафарет и качественно воплотить свой проект в жизнь.
Финишная отделка
После того, как отделочный слой наберёт прочность, можно приступить к наведению лоска. Удаляют все катышки и острые выступы, наплывы, нарушающие рисунок. Для этого используют наждачную бумагу. После такой обработки при помощи кисти удаляется пыль.
Следом приступают к грунтовке и окраске поверхности. Это лучше производить кистью, так как при использовании валика могут оставаться непрокрашенные места. Окраска может быть однотонной или с выделением швов иным цветом. Сами кирпичики также можно сделать разноцветными. Чем больше колорита, тем ближе к натуральному виду фальш кирпич.
Сначала производится общая грунтовка и окраска всей поверхности. После высыхания первого красочного слоя узкой кисточкой прокрашиваются швы. Самый верхний слой финишной отделки – лаковое покрытие. Без него декоративное покрытие быстро темнеет от пыли и впитываемых паров. Лак обеспечивает высокую влагостойкость, позволяющую мыть стену во время эксплуатации.
Многоцветные штукатурки сграффито.
Ремонтно — отделочные работы
Рис. 118. Рисунки сграффито
Общие сведения. Многоцветные штукатурки сграффито (с итальянского — выцарапанный) получают последовательным нанесением один на другой тонких слоев цветных растворов с последующим выцарапыванием, вырезанием на них рисунка. Эту отделку часто называют резьбой по штукатурке потому, что во время работы приходится срезать один или несколько слоев раствора. В результате можно получить декоративный рисунок, начиная от примитивного орнамента до сложной художественной композиции (рис.118).
Стоимость цветных штукатурок довольно высока. Эти штукатурки плохо поддаются ремонту Раствор приготовляют в виде жидкого теста. Цвет раствора может быть различный, например белый, желтый, красный, синий, коричневый. Количество пигмента зависит от требуемого цвета раствора.
Составы растворов для цветных штукатурок
- белый (известковое тесто 1, белый песок 3)
- желтый (известковое тесто 1 белый песок 3,5, охра 0,2)
- красный (известковое тесто 1 белый песок 3, мумия 0,4)
- синий (известковое тесто 1 белый песок 3, ультрамарин 0,3)
- коричневый (известковое тесто 1 портландцемент 3 белый песок 3,5 охра золотистая 0,3 умбра 0,1)
- розовый (известковое тесто 1 белый песок 2,5 молотый кирпич 0,3)
Подготовка включает очистку, насечку, выборку швов и промывку поверхностей.
Рис. 119. Резцы для выполнения штукатурки сграффито
После этого провешивают поверхности, устраивают марки и маяки, наносят обрызг и грунт. Для грунта применяют тот же раствор, которым выполняют декоративную отделку всего фасада. Поверхность грунта нацарапывают бороздками и соответственно выдерживают и просушивают. Выдержанный грунт до нанесения накрывочных слоев смачивают водой.
Как только вода впитается в грунт, приступают к нанесению накрывочных слоев. Раствор набрасывают или намазывают лопаткой с сокола либо намазывают непосредственно с сокола или полутерком. Каждый нанесенный слой раствора разравнивают и одновременно уплотняют во избежание образования пустот-раковин в толще штукатурки. Этот брак неизбежно приводит к искажению рисунка.
Толщина накрывочных слоев должна равняться общей толщине нанесенного накрывочного слоя цветной известково-песчаной, терразитовой или каменной штукатурки. В некоторых случаях, когда на это дается соответствующее указание, толщина слоев многоцветной штукатурки делается меньше. Первый слой многоцветной штукатурки, наносимый на грунт, должен быть не тоньше 5 мм, так как через более тонкий слой может просвечивать грунт. Второй слой может быть от 1 до 2 мм, последующие слои — третий, четвертый и т. д. — могут быть такой же толщины.
Рис. 120. Трафарет и следы от припороха
Иногда третий и другие слои раствора наносят не лопаткой или полутерком, а с кисти, окрашивая поверхность по сырому слою жидким раствором или известковой краской. Обычная толщина слоя такой окраски от 0,5 до 1 мм. Раствор наносят в три-четыре слоя, а остальные слои подкрашивают известковым колером по сырому слою.
Для примера рассмотрим порядок нанесения многоцветной трехслойной штукатурки. Первый слой, например черный, наносят на грунт и разравнивают полутерком; после схватывания его, через 15-30 мин в зависимости от погоды, наносят второй слой, красный, а когда он подсохнет — третий слой, желтый. Последний слой, нанесенный с лопатки, затирают даже в том случае, если на него будут накладывать еще слои с кисти.
Рис. 121. Положение резца во время работы: 1 — резец, 2 — красный слой, 3 — синий слой
Верхний слой, нанесенный с кисти, лучше всего загладить лопаткой или кельмой. В большинстве случаев с лопатки наносят не более трех слоев; остальные слои наносят с помощью кисти. Если по каким-либо причинам нанесенный накрывочный слой пересохнет, его хорошо смачивают водой и только после впитывания им воды наносят последующие слои.
Выцарапывание рисунка по трафарету.
Для выцарапывания штукатурки используют набор резцов различной формы (рис. 119). Одни резцы применяют для подрезания раствора, другие — для его выбирания, третьи — для зачистки и т. д. Трафарет и тампон для Занесения рисунка припорохом изготовляют следующим образом.
Рис. 122. Шаблоны для выполнения сграффито: а — форма звезды, б -лекало звездыс формой серпа и молота, в — лекало серпа и молота
Для изготовления трафаретов применяют картон или плотную бумагу. На картон наносят рисунок, переводя его через копировальную бумагу или обычным рисованием по клеточкам увеличивают или уменьшают размеры рисунка. Контуры нанесенного рисунка накалывают булавкой или каким-либо другим острым предметом. Расстояние между накалываемыми отверстиями должно быть не более 5 мм, кривые контуры накалывают чаще. Так как трафарет от мокрой штукатурки разрушается, для прочности его пропитывают олифой и просушивают. После этого кладут его между досками или фанерой и распрямляют.
Для изготовления тампона берут кусок марли и складывают ее в два слоя. Если нет марли, то используют редкую ткань. В марлю или ткань насыпают сухой просеянный на частом сите мел или пигмент (сухую краску), концы марли или ткани складывают и завязывают, получая таким образом узелок. Если этим узелком наносить удары, то сквозь поры марли или ткани будет проходить мел или краска и оставлять след на поверхности. Цвет пигмента выбирают такой, чтобы он был хорошо заметен на верхнем слое цветной штукатурки.
Рис. 123. Форма (а) и лекало (б) пятиугольника
Трафарет укрепляют на поверхности штукатурки, прижимают его руками и наносят тампоном удары по контурам трафарета. От удара тампоном по трафарету пигмент или мел проходит через отверстие трафарета, отчего получается рисунок — припорох в виде точек (рис.120). Затем трафарет переносят дальше, где повторяют ту же операцию. Рисунок выцарапывают по влажной мягкой штукатурке не позднее чем через 5-6 ч после ее нанесения; пересохший раствор режется с трудом. Следовательно, накрывочные слои надо наносить на такой площади, которую можно обработать за указанное время. Для этого поверхность разбивают на захватки, учитывая количество имеющихся штукатуров.
К полученным контурам рисунка — припороху приставляют резец и прорезают им узкую борозду. Резец держат в правой руке, так чтобы он был наклонен к поверхности штукатурки под углом 60 (рис.121). После обрезки всего раствора по контуру оставшийся между, контурами раствор снимают скоблилкой. Глубина среза раствора зависит от того, какой слой раствора имеет нужный для рисунка цвет.
Например, вырезается орнамент, состоящий из дубовых листьев с желудями: листья — темно-зеленые, желуди — желтые, а чашечки, в которых находятся желуди, — светло-зеленые. Весь орнамент располагается на синем фоне. Таким образом, для выполнения рисунка требуется четыре слоя: нижний, темно-зеленый — для листьев, второй, желтый, — для желудей, третий, светло-зеленый, — для чашечек, четвертый, синий, — поле, на котором расположен орнамент.
При выполнении рисунка чашечки прорезывают бороздку только на толщину верхнего слоя. Когда выполняют рисунок желудя, глубина бороздки больше. Самая глубокая бороздка будет при прорезывании рисунка листьев. Рисунок можно выцарапывать в любой последовательности, т. е. начинать с листьев, с самого глубокого рисунка, или с чашечек, самого мелкого.
Рис. 124. Последовательность (а-в) установки форм
Раствор срезают и соскабливают осторожно, так, чтобы не сделать рваных кромок. Вырезанным рисункам обычно придают песчано-шероховатую фактуру. После выцарапывания всю поверхность обметают мягкой кисточкой.
При мелкорельефной цветной штукатурке сграффито на нижний подкладочный слой наносят не толстый штукатурный слой, а обычную известковую двух-трехкратную покраску по сырой штукатурке. Выцарапанный при этом рисунок имеет тонкий и нежный рельеф.
Работу выполняют звеньями из 4- 5 человек, в составе двух штукатуров 6-го разряда и двух-трех штукатуров 4-го и 5-го разрядов. Под руководством штукатуров 6-го разряда все звено приготовляет раствор, наносит его и разравнивает. Затем один из штукатуров 6-го разряда занимается со штукатуром 4-го разряда припорашиванием по трафарету, остальные члены звена выцарапывают рисунок.
Выполнение сграффито по шаблонам. Этот способ выполнения штукатурки называется имитацией. Рисунок может быть выпуклым и углубленным — вдавленным. Для выполнения рисунка изготовляют шаблоны, которые делятся на формы и лекала. Толщина шаблонов бывает различна, их изготовляют из картона, жести, фанеры. Отделка этим способом производительнее, чем способом выцарапывания, и может быть выполнена менее квалифицированными штукатурами. Рассмотрим технику изготовления шаблонов на конкретном примере.
Рис. 125. Последовательность (а-г) установки лекала и получения изображения
Необходимо изготовить шаблоны для выполнения выпуклого и вдавленного рисунка пятиконечной звезды с расположенными в центре серпом и молотом. Для этого на куске фанеры вычерчивают звезду с серпом и молотом в середине. Затем пилой-лобзиком выпиливают звезду и в середине серп и молот. После выпиливания получается кусок фанеры с вырезанным просветом в виде звезды — форма и лекало в виде звезды. Выпиленное из лекала изображение серпа и молота будет тоже лекалом, а просвет их в звезде — формой. Таким образом получаются две формы и два лекала (рис.122).
Форму применяют для выполнения выпуклого рисунка, а лекало — углубленного. Так как один шаблон, т.е. лекало или форма, дает только однослойное сграффито, то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого, а для трехслойного — третий. Форма и лекало для фона имеют вид пятиугольника (рис.123).
Чтобы во время работы форма и лекало вынимались и не разрушали кромки выполняемого из раствора рисунка, кромки формы и лекала срезают на фаску (или на лоск), а шероховатости зачищают. Чтобы удобнее было снимать форму и лекало, к ним рекомендуется прибивать ручки.
Для выполнения рисунка готовят сухие смеси трех цветов: голубого, красного и желтого.
Чтобы получить выпуклый рисунок красной звезды с золотым серпом и молотом, поступают следующим образом. Прежде всего берут форму второго шаблона-пятиугольника и устанавливают ее на отделанной штукатурке (рис. 124, а) фаской к поверхности (вниз). Форму можно укрепить гвоздями, придерживать ее руками или приморозить гипсом. Приготовленный голубой раствор наносят в пространство шаблона, т.е. в форму, разравнивают и затирают. Форма оставляет на поверхности голубой пятиугольник, толщина которого равняется толщине шаблона.
На пятиугольник устанавливают форму звезды (рис. 124, б) так, чтобы звезда находилась в центре пятиугольника. В форму наносят раствор красного цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора шаблон снимают, и форма оставляет на поверхности голубого пятиугольника красную пятиконечную звезду.
К звезде прикладывают форму серпа и молота (рис. 124, в) так, чтобы серп и молот находились в центре звезды. В форму наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора форму снимают.
Чтобы получить углубленный рисунок звезды, также применяют шаблоны, но только в виде лекала. Рисунок выполняют следующим образом. Прежде всего наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. К этому раствору прикладывают лекало (рис. 125, а) серпа и молота и наносят вокруг него раствор красного цвета, разравнивают его на уровне лекала и затирают. После схватывания раствора лекало серпа и молота вынимают и устанавливают лекало звезды (рис.125, б) так, чтобы ее центр точно находился над серпом и молотом.
Вокруг установленного лекала звезды наносят раствор голубого цвета, разравнивают его и затирают. После схватывания раствора лекало вынимают и получается красная звезда с золотым серпом и молотом. На звезду устанавливают лекало пятиугольника (рис.125, в) так, чтобы звезда была в его центре. Вокруг лекала намазывают, разравнивают и затирают тот раствор, которым оштукатуривают всю поверхность. После схватывания раствора лекало пятиугольника вынимают и получается трехцветный углубленный рисунок (рис. 125, г).
Под каждое лекало раствор наносят на площадь, несколько большую, чем само лекало. Это необходимо для того, чтобы лекало при установке лежало на цветном растворе для данного рисунка. Чтобы к форме и лекалу не прилипал раствор, их рекомендуется покрывать смазочным материалом. Имитацию такого сграффито можно выполнять всеми растворами и придавать рисунку любую фактуру. Во время нанесения раствора не приходится опасаться попадания раствора на линию рисунка, так как формы и лекала плотно прилегают к поверхности штукатурки.
Имитацию сграффито обычно выполняют два человека
— штукатуры 6-го и 3-го разрядов. Штукатур 3-го разряда приставляет и поддерживает шаблоны, подносит и перемешивает материал и выполняет ряд других работ.
Сграффито по трафарету способом набивки.
С помощью трафаретов можно получить любые рисунки независимо от количества цветов.
Трафареты изготовляют из картона толщиной в 1 мм. На картоне рисуют или переводят на него с помощью копировальной бумаги контуры рисунка. Затем картон кладут на фанеру или строганую доску и вырезают рисунок острым ножом так, чтобы форма не отделялась от лекала. Для этого между ними оставляют мостики. Для многоцветной штукатурки для каждого цвета изготовляют свой трафарет. Трафареты пропитывают олифой и просушивают, затем кладут между двумя листами фанеры или ровными широкими досками и придавливают грузом. Под грузом трафареты выпрямляются. Также трафареты следует выпрямлять и просушивать после окончания работы.
Кроме трафаретов, для работы необходимы щетинные кисти-ручники разных размеров.
Для набивки рисунка приготовляют раствор из тех же материалов, что и для выполнения сграффито путем выцарапывания, но только менее густой.
До начала работ подготовленную поверхность смачивают водой и, дав воде впитаться, наносят на нее основной цветной слой полутерками с последующей затиркой или просто кистью за два раза. На только что нанесенный и слегка схватившийся раствор укладывают трафарет, смачивают кисть в растворе и приступают к набивке рисунка. Трафарет устанавливают по пробитой намеленным шнуром линии.
Рисунок лучше набивать вдвоем. Один рабочий держит трафарет, прижимая его к поверхности, другой набивает рисунок. Раствор перед каждым смачиванием в нем кисти перемешивают, а смоченную кисть отжимают с таким расчетом, чтобы раствор не затекал под приставленный трафарет. Кистью следует наносить несильные торцующие удары, заполняя вырезанное пространство рисунка окрашенным раствором. После снятия трафарета на поверхности остается точная копия вырезанного рисунка из цветного раствора.
Во время набивки многоцветного рисунка каждый цвет раствора наносят своей кистью и только после того, как схватится ранее нанесенный слой раствора. После набивки рисунка под мостиками могут остаться не заполненные раствором места, которые исправляют вручную с помощью маленьких кистей.
Если набивается многоцветное сграффито с применением нескольких трафаретов, трафареты накладывают так, чтобы контуры рисунков совпадали. При изготовлении трафаретов на их торцовых сторонах делают вырезки, которые являются направляющими при передвижении трафаретов во время набивки рисунка. Эти вырезки должны точно совпадать с пробитыми линиями.
Рисунок нельзя закрашивать раствором, так как раствор будет затекать под трафарет. Если появляются затеки раствора, их счищают отрезовкой или ножом.
После набивки всего рисунка иногда исправляют его кромки, подрезая их ножом, — это делает рисунок более четким.
Источник