- Сколько у вертолета потолков
- Что такое потолок
- Какие бывают потолки
- Теоретический, или статический, потолок
- Практический, или динамический, потолок
- Максимальная высота полетов для вертолетов
- На какой высоте летает вертолет? Максимальная высота полета вертолета
- Вертолет: особенности
- Разновидности
- Вертолет: максимальная высота полета
- Вертолет «Акула»
- Рекорд высоты на вертолете: выше самолетов (Жан Буле, 1972)
- Жан Буле
- Полет
- Вертолет Ми-8МСБ установил мировой рекорд по предельной высоте
Сколько у вертолета потолков
Для технической характеристики вертолетов специалисты используют термин «потолок».
Что такое потолок
В авиации потолком называют максимальную высоту, которую конкретный летательный аппарат может набрать при определенных условиях. Потолок измеряют и указывают для стандартных погодных условий, которые рассчитываются по параметрам международной стандартной атмосферы.
Международная стандартная атмосфера (МСА) — расчетная модель изменения температуры и плотности воздуха, а также атмосферного давления и кинематической вязкости воздуха с изменением высоты над уровнем моря.
Реальные погодные условия могут отличаться от шкалы МСА. Это приводит к изменению заявленного потолка летательного аппарата. Причину такой ситуации легко понять на примере вертолета.
Способность винтокрылой машины набирать высоту определяется производительностью двигателя и тягой основного винта. Плотность воздуха прямо влияет как на работу силовой установки, так и на эффективность несущего винта. Уменьшение этого показателя снижает реальную мощность двигателя и тягу.
В свою очередь, температура и атмосферное давление влияют на плотность воздуха. Поэтому изменение даже одного из показателей меняет заявленный потолок летательного аппарата.
Какие бывают потолки
Для характеристики возможностей гражданских вертолетов используют теоретический и практический потолок.
Теоретический, или статический, потолок
Это максимальная высота, которую винтокрылая машина может достичь при вертикальном взлете. Данный показатель также называют потолком висения. После достижения теоретического потолка вертолету не хватает мощности двигателя и тяги винта для набора высоты.
Статический потолок характеризует технические возможности вертолета, но на практике не используется. Теоретическая максимальная высота для вертолета Ми-8 равна 3980 м. Это не значит, что пилоты поднимаются почти на 4 км при вертикальном взлете. Для достижения статического потолка двигатель должен работать на пределе возможностей, а лопасти винта ‒ иметь максимальный угол атаки для создания подъемной силы. В такой ситуации существует риск срыва потока и развития внештатной ситуации.
Практический, или динамический, потолок
Это максимальная высота, которую вертолет может набрать во время движения в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной. Этот показатель также называют сервисным потолком. Практический потолок считается показателем высоты, на которой конкретное воздушное судно может летать.
На практике гражданские вертолеты в режиме визуального полета редко достигают практического потолка. Показатель для Airbus H175 составляет 6000 м. На этой высоте летает большая авиация: пассажирские и транспортные лайнеры, военные борты. Вертолеты малой авиации летают на высоте нескольких сотен метров.
Максимальная высота полетов для вертолетов
Француз Жан Буле установил абсолютный рекорд высоты полета на вертолете Aérospatiale SA.315B Lama в 1972 году. Он поднялся на 12 442 метра. Отважному пилоту пришлось сажать винтокрылую машину в режиме авторотации, так как из-за большой нагрузки двигатель отказал.
Есть еще один известный рекорд практического использования вертолета на большой высоте. Французский пилот Дидье Дельсаль посадил вертолет Airbus Helicopters H125 на Эверест на высоте 8850 м.
Обратите внимание на важные детали: практический потолок Aérospatiale SA.315B Lama составляет 5400 метров. Для Airbus H125 этот показатель равен 4600 метров. То есть пилоты Буле и Дельсаль сумели поднять винтокрылые машины гораздо выше заявленных производителем потолков.
Отечественные пилоты также решают практические задачи на экстремальных высотах.
В 2007 году спасатели с риском для жизни на вертолете Ми-8 сняли со скалы на высоте около 5000 м двух альпинистов на Безенгийской стене.
В 80-е годы XX века Ми-8 применялся для доставки грузов на Памирское плато на высоту 6100 м. Воздушные суда не садились, а сбрасывали груз.
В 70-е годы пилоты вертолета Ми-4 эвакуировали тяжелобольного пациента с Памира с высоты 6000 м. Чтобы взлететь, вертолету пришлось совершить разбег по самодельной взлетно-посадочной полосе. Также с борта демонтировали часть оборудования, чтобы уменьшить массу.
Как высоко летают самые популярные коммерческие вертолеты? Вот информация по некоторым типам воздушных судов:
Источник
На какой высоте летает вертолет? Максимальная высота полета вертолета
Для геликоптера (вертолет) максимальная высота полета определяется двумя «потолками»: статическим и динамическим. В первом случае речь идет о вертикальном подъеме только с помощью несущего винта. Этот показатель обычно ниже. Во втором случае подъем осуществляется и с помощью винта, и за счет скорости линейного перемещения. В таком случае можно подняться выше.
Вертолет: особенности
У самолета подъемная сила образуется за счет скорости и конфигурации крыла. Совсем иначе поднимается вверх вертолет. Максимальная высота полета редко превышает 3000-3500 м. Для поднятия используется силовая установки и несущий винт. Скорость не сравнима с самолетами, зато вертолет может легко взлетать без разбега, садиться на неподготовленную посадочную полосу, зависать на месте, перемещаться боком.
По инструкции, пилотам запрещается выключать двигатели во время посадки на высотных площадках от 3000 метров. Нормальная работа для большинства вертолетов в штатном режиме возможна до 4,5 км. Выше этого порога воздух становится разреженным и лопастям винтов нужно придавать предельные углы атаки. А это может приводить к нештатным ситуациям.
Разновидности
Для объективного определения показателей необходимо выделять, к какому типу относится вертолет. Максимальная высота полета может быть установлена для четырех подклассов винтокрылых машин, на которые их поделила Международная авиационная федерация (FAI) в соответствии с конструктивными особенностями.
Кроме вертолетов, еще определяют автожиры, у которых основной винт не изменяет угол наклона и используется только для создания подъемной силы. Еще один подкласс – конвертопланы. Их винты вместе с двигателями при взлете направлены вверх, а во время горизонтального полета поворачиваются и работают, как самолетные. Отдельно выделяют подкласс винтокрылов, у которых для создания подъемной силы, кроме основного винта, используются и боковые аэродинамические плоскости на корпусе (крылья).
Еще все геликоптеры разделяют на пять групп в зависимости от взлетной массы: от 500 кг до 4500 кг. Кроме этого, определяют тип назначения: гражданские или военные. Среди них могут выделяться отдельные подклассы в зависимости от специфики использования: транспортные, многоцелевые, поисково-спасательные, пожарные, сельскохозяйственные, вертолеты-краны и прочие.
Вертолет: максимальная высота полета
И статический, и динамический «потолки» имеют предельные показатели. Ограничения вводятся для определения границ, превышение которых может приводить к срыву воздушного потока с лопастей несущего винта. Уверенней винтокрылые машины держатся в воздухе на высотах до 4500 м с определением максимального «потолка» у отдельных машин до 6 км.
Максимальная высота полета вертолета, зафиксированная как абсолютный рекорд, составляет 12442 м. Установил его французский воздухоплаватель Жан Буле. Его Aerospatiale «Лама», относящийся к подклассу «вертолеты», смог преодолеть 12-километровый рубеж в 1972 году. Тот полет мог закончиться фатально, так как на высоте, где температура была ниже – 60 °С, заглох двигатель. Пилоту пришлось установить еще один рекорд – максимальное высотное снижение в режиме самовращения основного винта.
Вертолет «Акула»
Принятая на вооружение двухвинтовая машина с соосным их расположением — Ка-50 — имеет статический потолок, определенный техническими характеристиками на уровне 4000 метров. Максимальная высота полета вертолета «Акула» в динамике может составлять до 5500 метров. Скорость полета в крейсерском режиме – 260 км/час, боком – 80 км/час, задом – до 90 км/час. Высоту набирает в режиме 28 м/с. Способен выполнить полную «мертвую петлю», хоть такой маневр опасен из-за высокой вероятности схлестывания винтов.
Для сравнения максимальная высота полета вертолета Ми-26 составляет 6500 м, а у Ми-28 – 5800 м. Американский Apache АН-64 может подниматься до 6400 м. Модернизированный Ка-52 «Аллигатор», так же, как и «Акула», летает на высоте 5700 м.
Источник
Рекорд высоты на вертолете: выше самолетов (Жан Буле, 1972)
Вообще-то винтокрылые машины не предназначены для полетов на больших высотах. Типичная высота полета большинства гражданских вертолетов – не более двух-трех километров. Это объясняется их конструктивными особенностями.
Вертолет имеет два потолка. Первый – статический, которого вертолет может достигнуть путем только вертикального перемещения (с нулевой горизонтальной скоростью). Второй потолок – динамический, когда высота набирается по наклонной траектории. Численно эти потолки могут отличаться очень сильно.
Но специально сконструированные вертолеты могут подниматься в воздухе достаточно высоко. Так, например, французская компания Аэроспасьяль в 1969 году начала разработку вертолета SA.315B Lama – по заказу военно-воздушных сил Индии для работы в высокогорных районах Гималаев. Практический потолок этого вертолета составил 4000 метров. Но именно на этом вертолете в 1972 году был поставлен рекорд высоты, не побитый до сих пор.
Жан Буле
Француз Жан Буле родился в 1920 году недалеко от Парижа. Мечтая стать пилотом ВВС Франции, он получил соответствующую профессиональную подготовку в США, и за последующие годы стал одним из величайших пионеров в истории летных испытаний вертолетов. За свою долгую жизнь он поставил на вертолете множество различных рекордов – по расстоянию, скорости и высоте подъема.
21 июня 1972 года Жан Буле сел в свой вертолет SA.315B Lama, специально подготовленный для установления рекорда: в целях уменьшения веса из него было демонтировано всё лишнее оборудование, убраны дополнительные кресла, была снята даже защита с рулевого винта. Стандартный топливный бак был заменен на маленький, вмещающий всего 100 литров топлива. Механики модифицировали двигатель, добившись увеличение числа оборотов на 6%. После запуска двигателя из вертолета был сразу убран аккумулятор и стартер – для еще большего облегчения веса. Надев кислородную маску, Буле оторвался от земли.
Полет
. В течении всего 12 минут Буле смог набрать гигантскую высоту – 12442 метров, практически по километру в минуту. Чем большую высоту набирает машина, тем больший угол атаки должна иметь лопасть для поддержания подъемной силы. Поэтому большая высота для вертолета всегда чревата срывом воздушного потока с лопасти. Буле вплотную приблизился к этому порогу. Когда вертолет не смог больше продолжать дальнейший набор высоты, Буле уменьшил мощность двигателя. Но случилась беда.
Не предназначенный для работы в таких экстремальных условиях (за бортом температура воздуха была -62 градуса), двигатель полыхнул пламенем и тут же заглох. Перезапуск двигателя был невозможен: аккумулятор и стартер остались на земле. Проваливаясь вниз, вертолет попал в слой облаков, и все стекла обледенели, лишив пилота возможности видеть окружающую обстановку. С трудом Буле смог высмотреть в облаках светлое пятно, созданное Солнцем, и использовал этот ориентир, пока не вышел из зоны облачности, по-прежнему падая вниз.
Буле пытался посадить вертолет в режиме авторотации. В этом режиме энергия для вращения лопастей берется от набегающего встречного воздушного потока, и лопасти вращаются без участия двигателя. Пилот при этом имеет возможность контролировать винтокрылую машину, хотя управляемость при авторотации страдает.
Жан Буле совершил невероятное. Он смог безопасно посадить вертолет, поставив помимо рекорда высоты полета еще один попутный и не зависящий от него рекорд – самое долгое время снижения в режиме авторотации. Самое интересное, что Буле умудрился мягко посадить вертолет практически в той же точке, откуда и взлетал. Он вышел из машины без единого синяка или царапины.
Впоследствии этот вертолет был отремонтирован и летал вплоть до 1985 года, пока не разбился на горнолыжном курорте во французских Альпах.
За свою жизнь Жан Буле налетал более 9000 часов и установил 24 мировых рекорда. После своего необычного полета он не покинул авиацию и оставался летчиком-испытателем ВВС Франции вплоть до своего выход на пенсию. Умер Жан в 2011 году в возрасте 90 лет.
Если тебе понравится статья, жми палец вверх! Тебе не сложно, а нам приятно!
Подписывайся на канал, расскажи о нем в соцсетях, а уж мы постараемся не ударить в грязь лицом )
Источник
Вертолет Ми-8МСБ установил мировой рекорд по предельной высоте
В Крыму установлен мировой рекорд по поднятию модернизированного вертолета Ми-8МСБ на предельную высоту полета — машина была поднята на 9150 м. Вертолет оборудован двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е. Представители украинской компании «Мотор Сич» подчеркнули, что замена старых двигателей ТВ2-117 на ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е позволила вертолету Ми-8Т увеличить не только потолок высоты, но и одновременно ресурс вертолета, его жизненный цикл, а также удлинить срок эксплуатации самых массовых вертолетов «Миль». Если на Ми-8Т с двигателями ТВ2-117 штатный динамический потолок составляет 4,5 тыс. м, то на вертолете Ми-8МСБ уже достигнута высота 6,3 тыс. м. По этому показателю Ми-8МСБ опережает машины Ми-17 (5 тыс. м) и приближается к самым последним модификациям Ми-17В-5 с двигателями ВК-2500 (6,4 тыс. м).
По замыслу разработчиков, новый двигатель должен заменить устаревшие ТВ2-117 на Ми-8Т, малая мощность которых ограничивает эксплуатацию этих вертолетов в условиях высокогорья. Напомним, что в сентябре 2012 г. на выставке «Авиасвит» в Киеве этот вертолет поднялся на высоту 8250 м. В нынешнем году рекорд был установлен на аэродроме «Кировское» Государственного научно-испытательного центра Вооруженных сил Украины (Феодосия). Полет выполнил совместный экипаж предприятия «Мотор Сич» и Государственного научно-испытательного центра Вооруженных сил Украины.
Ми-8МСБ — модернизированная версия Ми-8Т. Модернизацию выполнила компания «Мотор Сич», установившая на эту машину двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е собственной разработки. Они отличаются повышенной мощностью и экономичностью по сравнению со стандартными для Ми-8Т силовыми установками ТВ2-117. Особенность украинского двигателя в том, что он сохраняет мощность подвода к редуктору постоянно: при падении давления, с подъемом на высоту и при повышении температуры. Напомним, что весной этого года в Крыму был проведен очередной этап сертификационных испытаний Ми-8МСБ, вертолет тестировали на морозостойкость.
Источник